Одна проверка – и нет 15% прибыли!

0
147

Глава «государева ока» считает, что чем меньше проверок, тем больше пользы для экономики нашей страны

Одна проверка – и нет 15% прибыли!

Одной из экономически мер минувшего года стали смягчения для бизнеса в части разнообразных проверок. Даже строительные саморегуляторы почувствовали ослабление нежных рук Ростехнадзора на своей шее, поскольку надзорное ведомство приостановило плановые и внеплановые проверки СРО с 10 марта по 31 декабря – в силу постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

Вместо этого РТН сосредоточился на систематическом наблюдении за исполнением обязательных требований, предъявляемых к саморегулируемым организациям в соответствии с законодательством Российской Федерации, в рамках административного регламента, утверждённого приказом Ростехнадзора от 25 июля 2013 года № 325.

Какой же эффект оказывает такой режим смягчения контрольно-надзорной деятельности? Отчасти на этот вопрос попыталась ответить Счётная палата РФ, недавно отчитавшаяся о влиянии выездных проверок на работу бизнеса. В своём анализе СП сравнивала показатели двух аналогичных компаний, одна из которых попала под проверку, а другая – нет. В результате аудиторы выяснили, что выручка проверяемых фирм снижается, а разрыв составляет порядка 15%.

О том, что проверки для бизнеса не слишком благотворны, все и так прекрасно понимали, однако СП впервые показала численный эффект от такого воздействия.

Ещё один, также очевидный вывод – чем меньше бизнес, тем сильнее влияние проверок на показатели. Так, для микробизнеса разница доходит до трети выручки, а для крупного бизнеса составляет меньше 1%. Согласно данным ведомства, наибольшее влияние проверки оказывают на фирмы рынка торговли, а производственные компании страдают от проверочных мероприятий меньше всего. Понятно, что малые и средние предприятия вынуждены отвлекать на время проверок больший процент своих и без того скудных ресурсов, чтобы удовлетворить требования ревизоров.

Или, говоря более формальным языком, влияние проверок на выручку может объясняться существенной вовлечённостью сотрудников бизнеса в проводимые проверки. Крупный же бизнес может позволить себе привлекать для сопровождения проверок сторонних специалистов, которые позволяют не заниматься этой работой штатным сотрудникам.

Счётная палата также отметила, что лишь 4,5% всех выездных налоговых проверок укладываются в предусмотренный Налоговым кодексом РФ стандартный двухмесячный срок. Средняя продолжительность такой проверки в первом полугодии 2022-го составила 218 дней для юридических лиц и 158 дней для ИП.

Между тем, СП делает оговорки о том, что однозначно называть проверки негативом для экономики было бы опрометчиво. Это особо подчеркнул аудитор Счётной палаты Андрей Батуркин, комментируя результаты отчёта. Что, впрочем, вполне понятно для ведомства, которое как-никак само занимается контрольно-надзорной деятельностью.

А вот другое серьёзное ведомство высказалось по поводу проверок куда более радикально. Генеральный прокурор России Игорь Краснов, выступая на Восточном экономическом форуме на встрече с предпринимателями заявил, что за последние полгода прокуратура отказала в проведении 60% внеплановых проверок. В Дальневосточном макрорегионе этот показатель достиг 75%. Там также почти в 10 раз сократилось общее количество контрольных мероприятий в отношении не связанного с высокими рисками бизнеса.

А большую часть плановых проверок в отношении предприятий, чья деятельность не связана с высокими рисками причинения вреда, могут и вовсе навсегда отменить. Сейчас Генеральная прокуратура РФ и Минэкономразвития России прорабатывают это решение, заявил. Генпрокурор напомнил, что свести к минимуму количество проверок бизнеса поручил Владимир Путин на Петербургском экономическом форуме. И как предельно однозначно заявил господин Краснов:

Меньше проверок – больше пользы для экономики.