От описки недалеко и до отписки

0
147

Доколе «двоечники» будут греть кресла в федеральных министерствах и рожать «неведомых зверушек»?

От описки недалеко и до отписки

«Описка – ошибка по рассеянности,
невнимательности или неграмотности,
сделанная в письменном тексте»

«Отписка – бессодержательный
формальный письменный ответ
на обращение, не затрагивающий
существа дела»

Из толкового словаря

 

ОТ РЕДАКЦИИ. В нашем разделе Блог-Post появилась очень интересная статья за авторством давнего комментатора сайта. Несмотря на то, что его посты видим не часто, их всегда отличает высокий профессионализм. Сразу видно, что за ником скрывается человек, прекрасно разбирающийся и не только в системе строительного саморегулирования. Но, к огромному нашему сожалению, после модерации статьи перед самым её появлением на сайте автор по каким-то причинам решил удалить свой текст. А на наш вопрос в личном кабинете не ответил… Тем не менее мы решили обнародовать сохранённый вариант без указания автора. Надеемся, он поймёт и простит нас.

***

В связи с выходом постановления Правительства РФ от 25 мая 2022 года № 945 предлагаю вернуться к вопросу описок, допускаемых в нормативных актах, подготовленных специалистами Минстроя России.

Ранее, автор этих строк обращался в данное ведомство по поводу описки, допущенной в части 10 статьи 55.7 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ), искажающей логику регулируемых правоотношений, но получил лишь грубую отписку ни о чём. Теперь, изучая указанный нормативно-правовой акт, вновь вынужден вернуться к написанному на коленке Федеральному закону № 447-ФЗ от 30 декабря 2021 года (далее – 227.ФЗ). И вот почему.

Постановление № 945 (далее – ПП № 945) имеет длинное название «Об утверждении состава сведений, содержащихся в Едином реестре о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, и правил формирования и ведения Единого реестра о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, в том числе включения в указанный реестр сведений». В вводной части этого документа указывается, что он принят в соответствии с пунктом 2 статьи 55.17 ГрК РФ. Учитывая, что ПП № 945 вступает в силу с 1 сентября 2022 года, то, соответственно, подразумевается статья 55.17 ГрК РФ в редакции 447-ФЗ, также вступающая в силу с 1 сентября этого года.

Для непосвящённых – небольшое схематичное отступление к теории права. Постановление Правительства РФ – это нормативный правовой акт, содержащий нормы права. Норма права – общеобязательное, формально определённое правило поведения. Нормы права характеризуются юридической определённостью, то есть не должны допускать двоякого толкования.

Что же мы видим в ПП № 945? А видим юридическую НЕопределённость. Статья 55.17 ГрК РФ в редакции 447-ФЗ имеет название «Единый реестр сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах». В частях 1, 3, 4, 5 указанной статьи Градкодекса устанавливаются нормы в отношении Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах и только в части 2 указанной статьи ГрК РФ допущена описка – пропущено слово «сведений».

Соответственно, название Единого реестра, установленное в нормативном акте,
обладающем большей юридической силой – Градостроительным кодексом Российской Федерации, должно без каких-либо трансформаций упоминаться в нормативных актах меньшей юридической силы, в данном случае в постановлении Правительства РФ № 945 от 25 мая 2022 года.

Кстати, в части 8.1 статьи 55.19, пункте 8 части 8 статьи 55.20 ГрК РФ в редакции 447-ФЗ Единый реестр также назван «Единый реестр сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах». Мало того, что в ПП № 945 в названии Единого реестра пропущено важное слово – «сведения», так ещё добавлены слова, отсутствующие в законодательном акте: «в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства».

То есть Правительство поделило Единый реестр на области (подвиды деятельности), через запятую, и получается, что единых реестров должно быть ШЕСТЬ (!):

  1. в области инженерных изысканий;
  2. в области архитектурно-строительного проектирования;
  3. в области строительства;
  4. в области реконструкции;
  5. в области капитального ремонта;
  6. в области сноса.

А ведь закон не уполномочивал Кабмин менять название и множить количество единых реестров. Правительству было поручено лишь установить состав сведений, порядок формирования и порядок ведения Единого реестра. Но беда в том, что конкретный исполнитель или группа исполнителей от Кабмина не удосужились прочесть статью 55.17 ГрК РФ в редакции 447-ФЗ целиком. Они сосредоточились на части 2 указанной статьи с допущенной в ней опечаткой – отсутствующим словом «сведений» и родили то, что родили – «неведому зверушку».

И всё бы ничего, если бы ГрК РФ не обязывал саморегулируемые организации иметь внутренние документы, вступающие в силу только после внесения сведений о них в Государственный реестр СРО, ведение которого поручено Ростехнадзору – части 1, 12 статьи 55.5. Надзорное ведомство проверяет внутренние документы на соответствие действующему законодательству. Если РТН посчитает, что документ не соответствует действующему законодательству, то он вправе отказать во внесении сведений о таком документе в Госреестр, и, соответственно, такой документ не вступит в действие, а деятельность СРО, ввиду отсутствия такого документа, будет считаться несоответствующей установленным требованиям. И тогда Ростехнадзор вправе будет инициировать лишение организации статуса саморегулируемой организации.

Среди таких документов в части 1 статьи 55.5 ГрК РФ назван и документ о реестре членов СРО. До 1 сентября 2022-го каждая саморегулируемая организация обязана утвердить внутренний документ о реестре членов СРО, основанный на положениях статьи 55.17 ГрК РФ в редакции 447-ФЗ и ПП № 945, то есть чётко прописать в своём внутреннем документе название того ресурса, в составе которого СРО обязана вести свой реестр членов, а после утверждения направить этот внутренний документ в Ростехнадзор.

И в заключение, риторический вопрос: «Доколе «двоечники» будут греть кресла в федеральных министерствах?».

ОТ РЕДАКЦИИ. Уважаемые читатели, нам остаётся только дождаться на нашей дискуссионной площадке Ваших комментариев и откликов на данную статью!