Международный экспортный форум показал: наступившие перемены принесли российскому бизнесу и государству ряд экономических проблем, но они не являются критическими
Вчера в Москве открылся международный экспортный форум «Сделано в России». Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин назвал этот форум хорошей площадкой для содержательного диалога о задачах и вызовах:
Главная тема пленарной сессии – экономика перемен: создавая новую географию экспорта. В этом году экономика столкнулась со сложнейшими, системными вызовами, в том числе и в сфере внешней торговли.
Декларируемые ранее, и казавшиеся незыблемыми правила совместной работы откровенно игнорируются представителями Запада. О добросовестной конкуренции речи уже не идёт.
В основе многих решений лежит открытый протекционизм или разного рода сиюминутные политические задачи. Вводя всё новые пакеты санкций, недружественные страны постарались нанести как можно больший урон нашей промышленности, финансовой системе, если хотите – запугать деловое сообщество.
В нынешней ситуации требуется проведение комплексной экономической политики, которая поддержит все направления, так или иначе влияющие на экспортные возможности нашей страны. И в первую очередь – это, конечно же, укрепление внутреннего производства и сферы услуг.
По поручениям Президента России Правительством РФ был подготовлен ряд важных решений. Все они вошли в план первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления. В значительной степени эти меры касаются насыщения отечественного рынка товарами, необходимых для нормальной работы самих предприятий.
Открывая дискуссию в рамках пленарной сессии, ведущая Ирада Зейналова передала слово генеральному директору КамАЗа Сергею Когогину. Она попросила его рассказать, как предприятие, связанное до недавнего времени с поставщиками во всём мире, сейчас переформатирует свой бизнес, создавая новые цепочки поставок. Ведь как в миниатюре – происходящее в экономике страны отражается в жизни этой большой компании.
По словам господина Когорина, изолировать столь большую страну как Россия практически невозможно. С другой стороны, мир становится всё более прозрачным, и нужно быть осторожным в своих действиях. Причину успехов КамАЗа гендиректор компании видит в выборе правильной стратегии: партнёрств, локализации на территории России всех основных компонентов. А также верной стратегии технического развития – это означает, что компания отказалась от идеи передать на аутсорсинг идею инжиниринга, решив проектировать всё самостоятельно.
КамАЗ также не отказался от локализации производства всех основных узлов и элементов для грузовиков. Сергей Когогин привёл пример: в связи с вынужденным уходом поставщиков с российского рынка после начала СВО компания локализовала производство 232 различных запчастей всего в течение двух месяцев. Господин Когогин отметил, что наша экономика адаптируется к новым условиям гораздо быстрее, чем мы думали, и её потери значительно меньше, чем мы предполагали:
Мы уверены в завтрашнем дне, как никогда.
Генеральный директор Группы компаний «Дело», крупнейшего в России транспортно-логистического холдинга Дмитрий Паньков рассказал о том, как изменилась в последние несколько месяцев география поставок железнодорожным транспортом.
В связи с уходом из России международных перевозчиков порты Балтики опустели. Это произошло очень быстро – в течение одного месяца. В результате многие экономические субъекты пожелали отправлять и получать грузы через Дальний Восток. В этом направлении пошли новые объёмы угля и руды, также резко возрос объём контейнерных перевозок. В результате существующая инфраструктура не в полной мере начала справляться с этим потоком грузов.
Но ситуация налаживается благодаря усилиям, которые предпринимает Правительство РФ совместно с Минтрансом России. РЖД в свою очередь активно занимается расшивкой узких мест, и продолжает свою инвестиционную программу.
В Азовско-Черноморском бассейне активно работают турецкие операторы контейнерных перевозок. Также практически реализован международный проект по грузовому паромному сообщению между Россией и Турцией, что позволит разгрузить сухопутные погранпереходы, и увеличить грузопоток от наших турецких партнёров.
Генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозёров отметил, что сейчас общий объём перевезённых грузов на 11% меньше показателей прошлого года, однако это отставание сокращается. При этом рост контейнерных перевозок на восток составляет почти 30%. А для железных дорог контейнерные перевозки – это услуги с наибольшей добавленной стоимостью.
Также он отметил, что у РЖД всегда ориентировались на отечественного производителя. Мы самостоятельно производим свои вагоны, электровозы и рельсы. Тем не менее в РЖД было более 6.000 позиций, которые требовали импортозамещения. К настоящему моменту их уже осталось менее семисот. Поэтому в целом господин Белозёров смотрит на сложившуюся ситуацию достаточно оптимистично.
А что же малый бизнес? Его на пленарной сессии представлял коммерческий директор компании «Листон» Юрий Сапрыгин, которая производит лабораторное оборудование из российских компонентов, и поставляет его более, чем в 60 стран мира. Сейчас компания осваивает рынки Африки и Латинской Америки, успешно находит там новых потребителей своей продукции.
Выступления представителей бизнеса на международном экспортном форуме дают нам актуальный срез текущего положения дел в экономике. Да, наступившие перемены принесли бизнесу и государству ряд экономических проблем. Однако, как показывает практика, они не являются для нас критическими. Последовательно справляясь с ними, мы делаем нашу экономику и страну сильнее.