Палка о двух концах

0
174

«России предстоит тяжёлое время, но она восстановится и даже окрепнет в некоторых отраслях»

Палка о двух концах

Суммарное количество санкций, направленных против нашей страны, уже перевалило за 5,5 тысячи. Большинство европейских стран, присоединяясь, главным образом, к жёсткой позиции Вашингтона, стали соучастниками мощного международного давления на Россию. Однако после эмоциональных идеологических решений приходят бесстрастные экономические расчёты, которые показывают, что антироссийские санкции – самая настоящая палка о двух концах. И по кому она ударит сильнее – вопрос открытый.

Пожалуй, самой быстрой и наглядной реакцией на сложившийся геополитический кризис был обвал российского фондового рынка. В первые дни после объявления о начале спецоперации на Украине падение индекса Мосбиржи составило 45,4%. В считанные часы акции российских компаний оказались в массовой международной опале – иностранные инвесторы один за другим отказывались от своих долей на российском рынке.

Наше правительство, оперативно перекупая ценные бумаги российских предприятий по привлекательно низким ценам. Таким ходом, Россия, по сути, убила двух зайцев разом: с одной стороны, поддержало отечественный фондовый рынок в период геополитического шторма, а с другой, частично национализировало свою экономику. Ведь теперь доходы от российского производства и экспорта тех же нефти и газа не будут утекать на счета зарубежных инвесторов и начнут циркулировать внутри страны. А вот для бывших иностранных «партнёров» последствия их решений могут быть более чувствительными.

Такой своеобразный, в каком-то смысле, шоковый процесс национализации захватывает не только экономику, но и российские элиты. Так, ещё одним указом Кабмина стал запрет на вывоз валюты на сумму более 10-ти тысяч долларов США. Кроме того, теперь для зачисления иностранной валюты на свои зарубежные счета, для денежных переводов за границу и даже для сделок по покупке недвижимости и ценных бумаг потребуется разрешение специальной правительственной комиссии.

И конечно, ещё одним эмоциональным решением стало закрытие воздушного пространства почти над всей Европой для российских самолётов, на что Россия ответила зеркальной мерой. Однако, если вспомнить уроки географии и посмотреть на карту, легко обнаружить, что теперь для полётов в Азию европейцам потребуется делать внушительный крюк, затрачивая дополнительные ресурсы, что, естественно, не удешевит стоимость международных перевозок. Любопытно, что американская компания Boeing к авиа-бойкоту не присоединилась, что позволит ей продолжить летать над Россией, забирая долю рынка и прибыли европейцев.

Другой вызов, с которым столкнулась отечественная авиационная сфера, запрет на закупку иностранных самолётов и сопутствующих комплектующих. В моменте – мера крайне неприятная, а в перспективе – возможно, это второе дыхание для развития российского авиастроения и производства.

Аналогичная ситуация складывается в автомобильной сфере. Только за 2019 год Россия импортировала почти 22 тысячи автомобилей из Германии, 6,7 тысячи из Словакии и 6,5 тысячи из Великобритании, а потому есть основание думать, что эмбарго на ввоз в Россию европейских автомобилей не может не сказаться на автомобильной промышленности Европы.

Кроме того, не будем забывать, что наша страна является крупнейшим поставщиком титана и палладия, играющих значительную роль в производстве тех же самолётов и прочей техники. Статус ключевого экспортёра таких металлов даёт нам некоторые гарантии и преимущества.

Ну и, конечно, нельзя не затронуть здесь вопрос о российском газе, который 7 марта этого года достиг своего ценового максимума в 3.892 доллара США. Несмотря на то, что сейчас наметилась тенденция к снижению стоимости, европейские лидеры с тревогой и осторожностью касаются темы голубого топлива. Президент Франции Эммануэль Макрон отметил:

Франция не так сильно зависит от российского газа. Однако если Москва прекратит поставки, то Европу будущей зимой ждут большие трудности.

Не лучше у зарубежных «партнёров» обстоят дела и с нефтью, о чём свидетельствуют заявления западных политиков. Так, глава МИД Германии Анналена Бербок указала:

Треть нашего импорта нефти поступает из России. Если мы это сразу прекратим, завтра встанет весь транспорт.

А депутат Европарламента Тьерро Марриани и вовсе заявил, что:

России предстоит тяжёлое время, но она восстановится и даже окрепнет в некоторых отраслях. Если мы двинемся ещё дальше и прервём поставки газа и нефти, то придём к катастрофе.

Безусловно, конкретные выводы делать рано, и время, выполняя свою привычную функцию, расставит всё по своим местам. Отскочит ли натянутая пружина санкций, щелкнув по чьему-то носу больнее? Отвечая словами героини мамы главного героя из кинофильма «Ирония судьбы или с лёгким паром!» – «Поживём, увидим!»…