Изыскатели, проектировщики и строители оказались в положении участников опытов по внедрению НСК. По-прежнему НОПРИЗ и НОСТРОЙ демонстрируют разные подходы…
Было бы не вполне корректно говорить, что принуждение к независимой оценке квалификации (НОК) – это испытание, которому российские власти решили подвергнуть исключительно инженеров-строителей, ГИПов и ГАПов. Скорее, строительная отрасль стала экспериментальным полигоном, на котором обкатываются кадровые решения, которые в дальнейшем могут широко внедряться в самых разных сферах и направлениях. А оттого не следует и удивляться настойчивости, с которой проводятся в жизни некоторые решения, которые при взгляде «снизу» могут выглядеть довольно странно.
Перспективы, о которых идёт речь, связаны с построением так называемой Национальной системы квалификации (НСК).
Разговор об этом начался ещё пятилетку назад, когда небезызвестное Национальное агенство развития квалификаций (НАРК) разродилось статьями про популяризацию НСК как драйвера национальной экономики, а на федеральном уровне начали только-только пробиваться первые робкие заседания на заданную тему. Однако вот уже 12 марта 2021 года Национальный совет при Президенте России по профессиональным квалификациям одобрил Стратегию развития НСК Российской Федерации на период до 2030 года.
Официальные документы описывают систему НСК в самых радужных выражениях. А именно – как комплекс взаимосвязанных нормативных правовых и методических документов, государственно-общественных институтов и мероприятий. Все они призваны обеспечивать повышение качества трудовых ресурсов, взаимодействие сфер профессионального образования и труда в целях обеспечения качества подготовки работников и их конкурентоспособности на национальном и международном рынках труда. В задачи системы также входит управление жизненным циклом квалификаций и оптимизация трудовых процессов. Кроме того, НСК является инструментом согласования спроса и предложения на квалификации.
Реализация Стратегии будет осуществляться в два этапа:
- I этап: 2021 – 2024 годы
- II этап: 2025 – 2030 годы.
На первом этапе будет создана единая инфраструктура национальной системы квалификаций Российской Федерации, обеспечивающая доступ работодателей, граждан, образовательных организаций, органов исполнительной власти к различным её инструментам и сервисам. В том числе к инструментам мониторинга и прогнозирования потребности экономики и граждан в квалификациях, к современным квалификациям и процедурам их подтверждения, программам профессионального образования и обучения, обеспечивающим освоение востребованных и перспективных квалификаций.
При этом отдельное внимание будет уделено тем видам профессиональной деятельности, которые связаны с особыми условиями труда, повышенными требованиями к надёжности и безопасности, рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан и иными профессиональными рисками. По ним будут разработаны профессиональные стандарты и квалификации, созданы условия для проведения независимой оценки квалификации, разработаны механизмы синхронизации действующих процедур независимой оценки квалификации и аттестации персонала в рамках профессиональных экзаменов.
Предполагается и работа с вузами. К концу 2024 года будет завершена переориентация системы высшего и среднего профессионального образования на профессиональные стандарты в качестве основы для образовательных программ и процедур оценки образовательной деятельности. В системе государственной аккредитации профессионального образования будет обеспечен учёт оценки качества подготовки выпускников в соответствии с профессиональными стандартами и иными требованиями рынка труда в качестве одного из ведущих показателей.
На этом этапе будет принят пакет нормативных правовых актов, стимулирующих переход на независимую оценку квалификации в качестве массового инструмента оценки квалификации работников. Иными словами, опыт строительной отрасли во внедрении НОК власти планируют масштабировать и на другие сферы, чтобы тамошним работникам жизнь тоже мёдом не казалась.
Второй этап, что типично для таких документов, детально не прорабатывался. Авторы ограничиваются общими словами о том, что будет «проведена тонкая настройка системы» при «оптимальном сочетании механизмов саморегулирования и административного воздействия». А результаты наиболее успешных практик в области независимой оценки квалификации, кадрового обеспечения развития отраслей и регионов, взаимодействия работодателей и образовательных организаций получат широкое распространение. В общем, разработчики считают, что сначала можно от души поэкспериментировать, а уже потом посмотреть, что получится, а от чего придётся отказаться.
На практике рядовые рабочие и ИТР, разумеется, не ждут от очередных чиновничьих затей ничего, кроме необходимости собирать новые разрешения, чтобы заниматься той работой, которой занимаются и сегодня. И, разумеется, появления новых контор, конторок и конторищ, которые будут помогать простому труженику за малую мзду решать эту проблему, продавая все необходимые бумажки.
Тем не менее, чтобы сделать переходные процессы менее болезненными, вопросы подготовки к НСК обсуждают уже сегодня, в том числе и отраслевые общественные организации. В частности, разговор об этом шёл в ходе IV Международной научно-практической конференции «Российский форум изыскателей».
Так, с докладом выступила модератор секции форума, заместитель руководителя аппарата Национального объединения изыскателей и проектировщиков Надежда Прокопьева. Собственно, Нацобъединения курируют, как минимум, два элемента НСК – НОК и разработку отраслевых стандартов. В настоящее время в Национальный реестр специалистов (НРС) внесены сведения о 50-ти тысячах специалистов только по организации инженерных изысканий. И все они теперь должны будут не реже, чем один раз в пять лет, сдавать профессиональный экзамен на соответствие требованиям профессиональных стандартов.
Реализация новых положений отраслевого законодательства предполагает достройку недостающих элементов системы. Необходимо завершать разработку основополагающих профессиональных стандартов, формировать сеть центров оценки квалификации и экзаменационных площадок, разрабатывать оценочные средства для проведения профессиональных экзаменов и знакомить специалистов с критериями оценки их профессиональной квалификации. Вузы должны использовать профессиональный стандарты в ходе актуализации своих образовательных программ.
Что касается профессиональных стандартов, то они для специалистов в области инженерных изысканий разрабатываются Советом по профессиональным квалификациям в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования. Он был создан в сентябре 2019 года на базе НОПРИЗ решением Национального совета при Президенте России по профессиональным квалификациям.
Госпожа Прокопьева подчёркивает, что в процессе разработки профессиональных стандартов НОПРИЗ весьма активно взаимодействует с отраслевыми вузами. География этого взаимодействия постоянно расширятся. В частности, в дни работы Российского форума изыскателей 2022 года было подписано соглашение о сотрудничестве между Национальным объединением и Северо-Арктическим федеральным университетом имени М. В. Ломоносова (САФУ). Разработка профессиональных стандартов является одним из направлений сотрудничества Национального объединения и вузов в рамках отраслевого консорциума «Строительство и архитектура».
На момент проведения форума некоторые профессиональные стандарты по изыскательским специальностям уже были разработаны и утверждены Министерством труда и социальной защиты РФ, другие – проходили согласование. Всего в списке 9 стандартов, однако, в дальнейшем он продолжит расширяться.
Все эти стандарты разрабатывались на площадке отраслевого Совета по профессиональным квалификациям при активном участии нопризовского комитета по инженерным изысканиям, председателем которого является Владимир Пасканный. Ближайшей задачей профессионального сообщества была названа доработка профессионального стандарта «Специалист в области инженерно-экологических изысканий для градостроительной деятельности».
Аналогичная работа, но уже по линии исключительно строительной, идёт и в НОСТРОЙ. Другое дело, что Национальное объединение строителей в силу своей специфики предпочитает, мягко говоря, не акцентировать внимание на данной работе. В результате ностроевский раздел «СПК в строительстве» на официальном сайте сильно проигрывает по информационной составляющей своему нопризовскому «собрату»…
В целом же изыскатели, проектировщики и строители оказались в положении участников первых опытов по внедрению НСК. Насколько полученная практика будет востребована и реализована в других отраслях, пока сказать трудно.
Всем памятен, например, опыт с саморегулированием, которое, вроде бы, тоже намеревались распространять на всю экономику. Однако в итоге в строительной отрасли оно стало настолько сложной и ресурсоёмкой конструкцией, что от идеи пришлось отказаться, разрешив всем остальным создавать свои СРО в добровольном порядке. Не исключено, что власти, посмотрев на мучения строителей с НОК, пересмотрят свою позицию и решат, что не стоит расширять эксперимент на всю экономику.
А что думаете Вы, уважаемые читатели? Являются ли инженеры-строители первопроходцами в новой системе подготовки кадров или всего лишь подопытными в сомнительных экспериментах? С нетерпением ждём Ваших комментариев на нашей дискуссионной площадке!