Все «зелёные» ноу-хау обладают главным качеством – стоят дороже, чем обычное устройство обычного покрытия, и требуют постоянных затрат на обслуживание и восстановление
Строительное сообщество продолжает изучать пресловутую Стратегию-2030, находя там всё новые и интересные моменты. Например, недавно эксперты обратили внимание на забавный пункт о массовом «озеленении» российской недвижимости.
Причём, судя по всему, разработчики в один пункт постарались запихать всё, что относится к экологической повестке – это и экономия электроэнергии, и строительство экопарковок, и высаживание зелёных насаждений. Ясно, что для настоящего решения экологического вопроса в российских городах необходимо ограничивать количество частного автотранспорта, сокращая количество коптящих жестянок на дорогах и очищая дворы от металлолома, а жителям взамен предлагая современные доступные системы общественного транспорта. Но пока автомобилист остаётся главным внутренним «кормильцем» нефтегазовой отрасли, на такое наши правительственные стратеги «пойтить не могут».
А потому изобретают странные вещи. Например, взамен окончательно вырубленных под автостоянки кустов, деревьев и уничтоженных газонов, траву будут выращивать… на крыше! Вроде бы, зелёные кровли позволяют уменьшить теплопотери здания зимой до 35% и защитить от жары летом. Это даёт возможность экономить на общедомовых ЖКУ. Правда, остаётся открытым вопрос, кто же будет бегать по кровле с газонокосилкой, подстригать бурную поросль, да поливать высотные газончики? Ведь без ухода гибель таких насаждений под летним солнышком будет делом одного месяца. Не говоря уже о том, что каждую весну, после зимних морозов, зелёную крышу придётся засаживать заново.
Видимо, придётся вводить в штат управляющих компаний новую штатную должность садовника-альпиниста, а в ящики счастливым жителям экологических высоток кидать новые квитанции – за газон на крыше.
Другая актуальная тема, предусмотренная в Стратегии – «умное освещение». Под этим обычно понимается использование энергосберегающих источников света с регулировкой мощности в зависимости от обстоятельств. Опять-таки, по данным производителей, такой подход может позволить снизить затраты на энергопотребление до 50-55%. Хотя и очевидно, что потребуются дополнительные расходы на датчики, контроллеры, шкафы управления и обслуживание всего этого непростого хозяйства.
Ещё одной популярно игрушкой должны стать «эко-парковки». Фактически это обычная автостоянка, где установлена брусчатка с интервалами, пространство между камнями засыпано землёй, а туда посажена трава. Как показала практика, при реальном использовании стекающие на землю машинное масло, бензин, тормозная жидкость быстро убивают жалкие кустики. Оставшиеся растения гибнут от выхлопных газов, да и отсутствие солнечного света, который закрывает днище машины, тоже не способствует росту. После гибели растений плодородный грунт быстро выветривается, а в щели между камнями забивается городской мусор.
Одним словом, само понятие «эко-парковка» можно смело отнести к таким же оксюморонам, как «живой труп» или «волосатое стекло». Зато они обладают главным самым полезным в современной экономике качеством – стоят дороже, чем обычное устройство обычного покрытия, а также требуют постоянных затрат на обслуживание и восстановление.
О том, что озеленять города можно старыми добрыми советскими методами, то есть, сажая деревья и кусты, разбивая клумбы и огораживая газоны, нынешние стратеги, судя по всему, не думали. Да и зачем вспоминать про устаревшие технологии, если существуют модные тренды, которые красиво смотрятся на презентациях и отлично монетизируются.