Ростехнадзор ответил на письмо представителей СРО о развитии системы НОК, разъяснив своё видение актуальной ситуации
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в ответе на вопрос участников саморегулируемого сообщества напомнила, что указом Президента России от 16 апреля 2014 года № 249 в целях выстраивания государственной политики в сфере подготовки высококвалифицированных кадров в Российской Федерации был образован Национальный совет по профессиональным квалификациям. К 2022 году сформированы необходимые институциональные основы для работы системы независимой оценки квалификации, в том числе принят Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», необходимые подзаконные акты.
Национальным советом при Президенте РФ наделены соответствующими полномочиями СПК в строительстве и СПК в области инженерных изысканий, градостроительства и архитектурно-строительного проектирования. Кроме того, создана сеть центров по оценке квалификации, утверждены профессиональные стандарты и оценочные средства.
В соответствии с частью 6 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ в редакции, действовавшей до 1 сентября 2022 года, к физическим лицам, сведения о которых были включены в НРС, предъявлялись минимальные требования о периодическом (не реже одного раза в пять лет) прохождении повышения квалификации по направлению подготовки в области строительства. Сведения об очередном повышении квалификации должны были представляться в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций реестровым специалистом самостоятельно для подтверждения своей квалификации и учёта в Национальном реестре.
Пунктом 4 части 10 статьи 55.5-1 ГрК РФ в редакции Федерального закона от 30 декабря 2021 года № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 сентября 2022 года взамен повышения квалификации к реестровым специалистам предъявляются требования о периодическом прохождении (не реже одного раза в пять лет) независимой оценки квалификации, проводимой в соответствии с Федеральным законом № 238-ФЗ.
В этой связи с учётом положений статьи 4 Гражданского кодекса РФ с 1 сентября 2022 года у Национального объединения саморегулируемых организаций отсутствуют правовые основания для принятия удостоверений о повышении квалификации.
В соответствии со статьёй 196 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и получения ими дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.
При этом, в соответствии со статьёй 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации оплата прохождения такой оценки осуществляется за счёт средств работодателя.
РТН отмечает, что повышение квалификации не даёт возможности оценить реальную квалификацию работников, которые несут персональную ответственность за качество выполняемых работ и безопасность строительства. Получение документов о повышении квалификации носит формальный характер и не гарантирует наличие у таких специалистов соответствующей квалификации. Вместе с тем механизм независимой оценки квалификации позволяет определить реальный квалификационный уровень работников, создаёт необходимую мотивацию в получении новых знаний и компетенций и исключает возможность влияния заинтересованных лиц, в том числе НОСТРОЙ и НОПРИЗ, на получение свидетельства о квалификации.
Как мы все прекрасно помним, точно такие же аргументы в своё время приводили функционеры обоих Национальных объединений. Да, собственно говоря, именно после их многолетних титанических усилий система НОК и была внедрена в жизнь строителей, проектировщиков и изыскателей. Так что теперь РТН в своих письмах всего лишь повторяет ранее неоднократно тиражированные доводы.
В целях обеспечения плавного перехода на новые квалификационные требования, исходя из пункта 5 перечня случаев, при которых сведения о физическом лице исключаются из Национального реестра, утверждённого приказом Минстроя России от 15 апреля 2022 года № 286/пр, для специалистов, сведения о которых включены в НРС до 31 августа 2022 года, предусмотрена возможность прохождения независимой оценки квалификации в любое время до истечения 5-ти лет со дня повышения ими квалификации по направлению подготовки в области строительства. РТН обращает внимание, что при формировании в 2017 году Национальных реестров удостоверения о повышении квалификации представлялись с различными сроками её прохождения, сведения о физических лицах включаются в НРС по мере поступления соответствующих заявлений, а не только в 2017 году.
Для плавного перехода на новые минимальные требования реестровых специалистов Федеральным законом № 447-ФЗ была предусмотрена возможность представления удостоверения о повышении квалификации в течение 8-ми месяцев (с 30 декабря 2021-го по 31 августа 2022-го).
Кроме того, в рамках мероприятий по снижению негативного влияния на развитие строительной отрасли санкций, введённых иностранными государствами, приказом Минстроя России от 30 июня 2022 года № 529/пр сроки прохождения НОК, которые наступили в 2022 году, были перенесены на 12 месяцев.
При этом в целях обеспечения своевременного прохождения реестровыми специалистами независимой оценки квалификации установлена обязанность Национальных объединений саморегулируемых организаций не позднее 60-ти календарных дней до истечения 5-ти лет со дня повышения ими квалификации по направлению подготовки в области строительства направить таким лицам соответствующее уведомление.
В настоящее время организована плановая работа по проведению НОК, и все реестровые специалисты имеют возможность сдать квалификационный экзамен в установленные сроки. При этом отмечается, что изменения в Национальный реестр в связи с исключением сведений о реестровых специалистах, непрошедших такую оценку, не вносились.
В завершении письма РТН напоминает, что, в соответствии с частью 1 статьи 55.23 ГрК РФ, Минстрой России осуществляет федеральный государственный контроль за деятельностью Национальных объединений саморегулируемых организаций, предметом которого в силу части 4 статьи 55.23 ГрК РФ является соблюдение Национальными объединениями обязательных требований законодательства.