В истории с новым проектом ростелекомовцев, который поддерживают чиновники из Минцифры, прослеживается немало параллелей со строительной цифровизацией…
Не успела общественность переварить перспективы создания госкорпорации с астрономическим бюджетом в 3,5 триллиона рублей, которая надеется за казённый счёт радовать россиян новыми стрелялками и бродилками, как российский айти-сектор разродился новой инициативой.
Речь идёт о создании собственной мобильной операционной системы, на что потребуется «всего» 480 миллиардов рубликов. Разница с «Росгеймом» существенная. Обсуждение игорной корпорации пока идёт в тиши министерских кабинетов, лишь изредка выкатываясь пробным шаром на страницы таблоидов. А вот собственная операционка уже куда ближе к практической реализации.
Главным интересантом выступает «Ростелеком», который предлагает создать «экосистему» для российской операционной системы «Аврора». Судя по опубликованным подробностям, госкорпорация предлагает в партнёрстве с российскими производителями электроники выпустить широкую линейку устройств (смартфонов и планшетов), включая потребительские, на базе ОС «Аврора» – всего около 70-ти миллионов штук. В числе партнёров названы F+, GS Group, НИИ «Масштаб» и другие.
Стоимость всего этого важного и полезного проекта составит, как уже упомянуто, почти полтриллиона рубликов. В качестве потенциальных источников финансирования указываются федеральные проекты «Цифровое государственное управление» (ЦГУ) и нацпрограмма «Цифровая экономика» (ЦЭ РФ). Денежки пойдут на создание и увеличение инфраструктуры, техподдержку экосистемы, закупку устройств, установку ОС и ПО, зарплату сотрудникам и так далее.
Справедливости ради, авторы проекта предполагают, что эти деньги не полностью уйдут в песок, а через какое-то время начнут давать отдачу. Например, в первый год после реализации проекта ожидаемая выручка от продаж устройств должна составить 28 миллиардов рублей.
Впрочем, сами ростелекомовцы и поддержавшие их чиновники Минцифры России напирают не на экономическую целесообразность, а на соображения национальной безопасности. Основная операционка на большинстве мобильных устройств в стране – «Андроид», который принадлежит совсем нам не дружественной корпорации «Альфабет», в простонародье известной как «Гугл». И мало того, что граждане в режиме онлайн волей-неволей сливают о себе всю информацию в гугловские дата-центры, так ещё есть и неиллюзорная опасность, что по нажатию одной кнопки где-нибудь в далёком городе Маунт-Вью (штат Калифорния, США) все наши смартфоны и планшеты могут моментально превратиться в кирпичи. Аналогичная судьба, понятно, может постигнуть и всех любителей яблочной продукции.
О том, что это не просто страшилки, предупреждали такие авторитетные российские специалисты по информационной безопасности, как Игорь Ашманов и Наталья Касперская. Которые в своих интервью неоднократно говорили, что западный мобильный софт может содержать недокументированный функционал, с помощью которого вполне возможно массовое удалённое отключение. А то, что «непартнёры» на такой шаг могут пойти, вряд ли кто-то будет всерьёз сомневаться после всех американских художеств этого года.
Так что, вроде бы, инициатива «Ростелекома» хорошая и правильная. Однако пути её реализации вызвали немало вопросов.
Во-первых, сама по себе «российская операционная система Аврора» может быть названа российской с большой натяжкой. Сделана она по той же схеме, что и остальные «российские» операционки, когда разработчики скачивают опенсорсный Линукс, меняют два-три ярлычка, а потом выдают за свою уже коммерческую разработку, которую пытаются продать любимому государству. «Аврора» представляет собой вариацию операционки Sailfish OS, которую с 2012 года разрабатывала ещё небезызвестная «Нокиа», а затем отпочковавшаяся от неё финская компания «Jolla».
Так что авроровцы скачали открытый код от этого продукта и, по их словам, «существенно модифицировали». Очевидно, что степень этой модификации должны оценивать специалисты – есть ли там действительно свои разработки или просто пририсован собственный логотип.
Права на «Аврору» принадлежат даже не Ростелекому, а некоему ООО «Открытая мобильная платформа», которое имеет уставной капитал 10.000 «рэ» и штатную численность в 19 сотрудников. Расположена компания при казанском Иннополисе, славящимся своей близостью к Минцифре и навыками активного освоения бюджетных денег. Возможно, этим и объясняет выбор именного партнёра, при том, что свои мобильные операционки в стране разрабатывает немало компаний. Например, «Лаборатория Касперского», Astra Linux, Red OC и «Роса».
Во-вторых, изучавшие паспорт проекта специалисты обратили внимание на обтекаемые формулировки, которые состоят в том, чтобы партнёры предоставили необходимое количество мобильных устройств, технические характеристики которых будут отображены в тендерах на закупку. Это может означать, что «российские смартфоны» фактически будут производить в Китае или в лучшем случае собирать в нашей стране из китайских компонентов. При этом «Ростелеком» фактически станет площадкой по обслуживанию операционки и использует свои колл-центры для агрессивных продаж. Ну, а казанская фирма будет получать стабильный доход за использование авторских прав.
И третьим немаловажным фактором для критики стала запрашиваемая сумма. Для понимания масштабов – на сегодня капитализация всего Ростелекома с его сетями, филиалами, дата-центрами и патентами составляет 195 миллиардов рублей. И это очень большие деньги для нашей страны. А здесь запрашивается сумма в 2,5 раза большая, без какого-либо серьёзного обоснования.
Не удивительно, что проект вызвал критику даже у видавших виды российских парламентариев. Например, замглавы комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин заявил, что Правительство РФ не может оказывать поддержку всем участникам рынка. Вот, что написал депутат в своём Телеграм-канале:
Все успешные операционные системы, которые существуют сейчас, разрабатывались без участия государств. Они завоевали рынок именно потому, что коммерческие компании были кровно в этом заинтересованы. Взлетит ли альтернативный проект, если накачать его бюджетными деньгами – большой вопрос, я в этом сильно сомневаюсь.
При этом господин Горелкин высказал недоумение, почему такие средства планируется выделять без всякой конкурсной основы, вместо того, чтобы финансировать компании на принципах здоровой конкуренции.
Во всей этой истории можно увидеть немало параллелей со строительной цифровизацией. Никто не отрицает, что нужно бороться за технологический суверенитет страны, развивать собственные ключевые проекты. Но при этом, наверное, всё-таки не стоит откровенно растаскивать денежки по придворным фирмам, да финансировать китайские заводы, постоянно кивая на козни врагов.