Теоретически доказать, что контракт был сорван из-за действий наших «непартнёров», вроде бы, можно, однако каким образом это делать практически – пока никто не знает…
Министерство финансов РФ даёт разъяснения по поводу того, кого и как включать в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) в связи с нынешней непростой экономической ситуацией. Разъяснения, действительно, необходимы. Ведь, с одной стороны, строители, проектировщики и изыскатели (как, впрочем, и представители других профессий) действительно столкнулись с экстремальной ситуацией, которую никто не мог прогнозировать. А с другой стороны, есть вполне оправданные опасения, что ссылки на кризис и санкции могут стать универсальной индульгенцией на все случаи жизни. Дескать, сроки сорвали не потому, что прораб запил и материалы разворовали, а по причине геополитики, коварных «непартнёров» и их «непартнёрских» козней.
Вот и вынужден Минфин рассказывать, с какими нюансами можно столкнуться, карая недобросовестных поставщиков и включая их в упомянутый РНП. Ведомство напоминает, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик вправе расторгнуть контракт путём принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В указанном случае заказчик, в соответствии с частью 16 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», направляет обращение о включении информации об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок. А именно, в ФАС России.
При этом правилами ведения РНП (подрядчиков, исполнителей), утверждённых постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 года № 1078, предусмотрено, что при рассмотрении указанного обращения проводится проверка содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, а также внеплановая проверка закупки.
То есть, Минфин в своём письме напоминает, что включение информации в реестр недобросовестных поставщиков не носит автоматического характера, а осуществляется по результатам рассмотрения на коллегиальной основе на заседании комиссии уполномоченного органа обращения заказчика и проверки содержащихся в нём фактов.
Согласно подпункту «а» пункта 13 Правил, поставщик вправе участвовать в заседании комиссии уполномоченного органа, представлять информацию, документы, объяснения в письменной и устной форме, подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при исполнении контракта. Если по результатам рассмотрения обращения заказчика будет установлено, что надлежащее исполнение контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, информация о таком поставщике не подлежит включению в РНП.
В частности, в соответствии с подпунктом «в» пункта 15 Правил, к таким обстоятельствам непреодолимой силы относится введение:
- политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан нашей страны или российских юридических лиц;
- иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее – меры ограничительного характера).
Однако при этом к вышеуказанным обстоятельствам не относится отказ поставщика от исполнения контракта по причине введения санкций в отношении заказчика.
Таким образом, подрядчика обязаны пригласить на заседание комиссии уполномоченного органа. При этом он может попытаться доказать, что исполнение контракта оказалось невозможным в связи с введением санкций, предоставив подтверждающие документы и соответствующую информацию.
К таковым, по глубокомысленному сообщению Минфина, могут быть отнесены любые информация и документы,
…содержание которых позволяет определить причинно-следственную связь между санкциями и невозможностью надлежащего исполнения контракта (то есть, последовательно развивающиеся события между введением таких санкций до невозможности надлежащего исполнения контракта).
Выходит, чисто теоретически доказать, что контракт был сорван из-за санкций, вроде бы, можно, однако каким образом это делать пока никто не знает, и практика по таким решениям отсутствует.
В качестве нормативной базы ведомство приводит постановление Правительства РФ от 21 марта 2022 года № 417 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Положение о департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов РФ, утверждённого приказом Минфина России от 29 мая 2017 года № 389.
Письмо Министерства финансов РФ участникам контрактной системы