Представители разных религиозных конфессий в Беларуси, прежде всего православные и католики, не остаются в стороне от происходящего. Поддерживают ли они протесты и как реагирует на это Лукашенко?
Мирная акция протеста у Красного костела в МинскеКостел святого Симеона и святой Елены (или Красный костел) — один из архитектурных памятников и духовных символов Минска. В начале ХХ века безутешный отец возвел этот храм в память о своих умерших детях. Начиная с 9 августа, после выборов президента страны, у здания этого католического храма, который находится на площади Независимости, практически ежедневно проходят акции протеста против Александра Лукашенко.
Совместная молитва в Красном костеле
На фоне жестких столкновений силовиков с демонстрантами и массовых задержаний, в Красном костеле состоялась совместная молитва за мир представителей различных христианских конфессий, иудеев и мусульман.
Всего в Беларуси существует 25 религиозных конфессий. Около 80 процентов верующих относят себя к православным, 15 процентов считают себя католиками. Во время совместной молитвы верующие выступили за диалог общества и власти, осудили насилие и призвали к миру.
Но их призыв не был услышан властями — 27 августа мирная акция у стен костела святого Симеона и святой Елены закончилась массовыми задержаниями. А накануне во время разгона протестующих силовики блокировали вход и выход из костела — запертыми в храме оказались несколько десятков человек.
О недопустимости и незаконности подобных действий заявил после этого инцидента генеральный викарий Минско-Могилевского архидиоцеза епископ Юрий Касабуцкий: «Запрещение входа и выхода людей противоречит праву граждан на свободу совести и религии, гарантированному Конституцией Республики Беларусь, оскорбляет чувства верующих и выходит за рамки законов человека и Бога».
Такой же точки зрения придерживается и митрополит Минско-Могилевский, архиепископ Тадеуш Кондрусевич: «Эти и подобные действия сотрудников силовых структур не способствуют снятию напряженности ради скорейшего восстановления мира и согласия в белорусском обществе в то время, как католическая церковь призывает к примирению и диалогу».
Что думают о протестах католики в Беларуси
Тадеуш Кондрусевич не раз призывал положить конец насилию и приглашал стороны конфликта сесть за стол переговоров. 19 августа Кондрусевич молился у стен изолятора на улице Окрестина в Минске, где с задержанными, по словам правозащитников, обращались особенно жестоко.
Он встречался и с министром внутренних дел Беларуси Юрием Караевым. Во время этой встречи архиепископ выразил обеспокоенность сложной социально-политической ситуацией в стране и действиями правоохранительных органов. Караев же сказал, что не отдавал приказ силовикам о применении насилия против демонстрантов и сочувствует потерпевшим.
Участники акции протеста собрались у здания Красного костела в Минске
«То, что сегодня происходит в Беларуси, очень тревожит Святой престол. Папа римский призвал к справедливости, миру, решению возникших вопросов путем диалога и поиска взаимопонимания», — заявил в свою очередь пресс-секретарь Конференции католических епископов в Беларуси Юрий Санько.
Во время акций протеста католические священники старались своим присутствием сдержать насилие на улицах белорусских городов. В Гродно и Жодино они вставали между силовиками и протестующими, а двери храмов оставались открытыми для всех.
По словам Юрия Санько, Римско-католическая церковь в Беларуси никогда не станет на ту или иную сторону, но всегда будет говорить правду: «Сегодня, объективно, правда на стороне народа. Была пролита невинная кровь. Важно отношение к этому нас как христиан: или мы принимаем и спокойно относимся к тому, что происходит, или все-таки хотим справедливости».
Реакция православной церкви в Беларуси на протесты
Свою позицию в связи с нынешними событиями в стране выразили и представители Белорусской православной церкви (БПЦ), которая подчиняется Московскому патриархату Русской православной церкви (РПЦ).
«Белорусская православная церковь не раз высказывалась по поводу ситуации в стране, — говорит заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества, протоиерей Александр Шимбалёв. — Так, еще до президентских выборов митрополит Павел опубликовал обращение к гражданам Беларуси. А после 9 августа также были заявления патриаршего экзарха, Синода, нашего отдела».
Назначение нового митрополита, главы БПЦ
Церковь осуждает любое насилие, жестокость, призывает к мирному решению проблем, которые возникли в белорусском обществе, подчеркивает Шимбалёв. Это же звучит и ежедневных молитвах, и в общении с верующими: «Мы постоянно говорим с людьми, оказываем помощь пострадавшим, священники приезжали в больницы и СИЗО».
С людьми, которые пострадали во время акций протеста и от избиений в СИЗО, встречался в одной из больниц Минска теперь уже бывший глава БПЦ, патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел.
В одном из своих выступлений он обратился к президенту Лукашенко: «Прошу Александра Григорьевича Лукашенко, который является гарантом конституции нашей страны, сделать все возможное, чтобы остановить насилие».
После обращения митрополита Павла к Лукашенко Священный Синод Русской православной церкви назначил другого главу БПЦ. Епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин в своем первом выступлении на этой должности отметил, что скорбные события в стране произошли от того, что сердца белорусов «склонились в недобрую сторону».
Как Лукашенко ответил духовенству
Между тем заявления Белорусской православной церкви и Римско-католической церкви в Беларуси не остались не замеченными президентом Александром Лукашенко. 22 августа на митинге в Гродно он призвал представителей различных конфессий не вмешиваться в вопросы политики, «остепениться и заняться своим делом».
«Меня удивляет позиция наших конфессий. Дорогие мои священнослужители, остепенитесь и займитесь своим делом. Церкви, костелы — не для политики, — заявил Лукашенко. — Не идите на поводу у отщепенцев. Вам будет стыдно и позорно за то, какую вы, некоторые, позицию занимаете сейчас. И государство с безразличием смотреть на это не будет».