Диапозитивы с видами Москвы и других регионов империи, сделанные шведским военным Карлом Элофом Берггреном в 1900–1910-х годах.
Военный Карл Элоф Берггрен служил в миссии шведского Красного Креста на территории Российской империи около 10 лет. Он был влюблён в страну, прекрасно владел русским языком и много путешествовал, открывая и исследуя самые укромные уголки империи. Будучи энтузиастом фотографии, во время своих поездок он создал фотолетопись жизни России начала 20-го века.
Торговые ряды. Источник: Галерея «Диалог»
История пребывания и путешествий Берггрена по России полна белых пятен. В частности, это касается периода с 1908 по 1917 год — именно тогда военный путешествовал по стране. По железным дорогам он пересёк империю от Санкт-Петербурга до Чёрного моря, от Урала до Самарканда и Бухары. Внук Берггрена вспоминает: «Чем больше он оставался в стране, тем лучше ему хотелось её узнать. Это значит, что он провёл в России гораздо больше времени, чем первоначально планировал».
Вид на Москву. Источник: Галерея «Диалог»
В официальной карьере шведского военного отсутствуют упоминания о России. Вместе с тем мы видим, что пристальное внимание офицер уделял военным парадам, а также мостам и железнодорожным станциям. Был ли Берггрен кадровым шведским разведчиком или же просто выполнял особые распоряжения своего начальства, неизвестно. Однако то, что его диапозитивы представляли глубокий интерес для шведского Генерального штаба, не вызывает сомнений.
Туркестанский край. Источник: Галерея «Диалог»Диапозитивы — позитивные фотографические картины на стекле — редкая техника светописи. Технология их создания отличалась сложностью тиражирования и просмотра. Однако они прекрасно подходили для «волшебного фонаря» — проекционного аппарата, с помощью которого изображение показывалось на экране в увеличенном формате.
Свадебное фото. Источник: Галерея «Диалог»
Сюжеты представленных на диапозитивах Берггрена изображений чрезвычайно разнообразны. Особый интерес представляют многочисленные цветные виды Москвы 1900-х годов. Знание Москвы и интерес к её древностям и колоритной повседневной жизни позволяют предположить, что Берггрен жил в городе какое-то время и многократно в него возвращался. В архиве сохранились панорамные съёмки с колокольни Ивана Великого, виды Кремля и Москвы-реки, изображения многих достопримечательностей. Точные кадры архитектуры соседствуют с непосредственными картинами городского быта.
Большой театр в Москве. Источник: Галерея «Диалог»
Часть архива Берггрена повествует о крымских достопримечательностях и сохранила необычные свидетельства быта крымских татар. Чрезвычайно интересна серия диапозитивов с видами недавно завоеванного Туркестанского края, которая включает также изображения жителей и древних построек Самарканда и Бухары. Ещё одну группу составляют примечательные виды Кавказских гор, Тифлиса и Мцхеты и портреты местных жителей. Отдельные диапозитивы запечатлели прелесть деревни и непосредственный рассказ о традициях русской свадьбы.
Кавказские виды. Источник: Галерея «Диалог»
Берггрену были чрезвычайно интересны военные и различные аспекты их жизни. Дух времени между Русско-японской и Первой мировой войнами передаёт съемка солдат на марше в заснеженном крае, на железнодорожных станциях при переброске войск. В московской жизни автора особенно интересуют военные парады и манёвры на Театральной и Воскресенской площадях, кавалерийские эскадроны и гренадёрские части пехоты, артиллерийские батареи и импозантные дворцовые гренадёры. Небольшая серия рассказывает о жизни Сумского полка — кавалеристов, квартировавших в Москве.
Военные в Москве. Источник: Галерея «Диалог»
С тщательностью офицера и упорством первооткрывателя Берггрен зафиксировал культурные, социальные и политические коды времени, пронизанные решительным оптимизмом общего настроения империи и динамикой нового века. Краски, которыми фотограф насыщает свои снимки, переводят прицельную документальную съёмку в систему художественных координат, где навечно застряли те, кто попал в объектив фотографа.
Туркестанский край. Источник: Галерея «Диалог»
Первая мировая война, революция, крушение империи, Гражданская война, голод и индустриализация — это всё позже, а пока привычные сюжеты, бытовые сцены, архитектура, военные парады, торговые поезда. Рядовые события в объективе фотографа преломляются в непривычном ракурсе, исследуются и приобретают цвет, которого ещё долго не будет в фотографии.
Виды Москвы. Источник: Галерея «Диалог»
Выставка цветных диапозитивов Карла Элофа Берггрена 1900−1910-х годов организована в Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева при участии галереи «Диалог». Коллекция не была аннотирована: не сохранилось указаний на авторство и место съёмки, а также пояснений о запечатленных сценах и объектах.