Ролевые игры будущих изыскателей

0
143

Есть мнение, что интерактивные формы обучения студентов являются одним из типов специальных форм организации познавательной деятельности

Ролевые игры будущих изыскателей

Лучшие умы отрасли ломают голову, как бы заинтересовать молодёжь строительными профессиями… Кто сказал «зарплата»? Мы вам про высокое, а вы сразу о таких вещах, которые не принято упоминать в культурном обществе! В свежем номере «Вестника инженерных изысканий» наши коллеги рассказали о том, что будущих специалистов нужно заинтересовать, введя новую методику преподавания.

И, в частности, нужно перейти к разнообразным «ролевым играм», вместо скучных лекций и курсовиков. К такому выводу пришли авторы статьи – преподаватели московского ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству». Они отмечают, что интерактивные формы обучения являются одним из типов специальных форм организации познавательной деятельности. Эти формы строятся на принципе коммуникации студентов между собой (формирование команд, дебаты, сотрудничество и так далее). А преподавателю важно грамотно выстроить связи между обучающимися, для этого могут быть использованы игровые, соревновательные, поисковые и исследовательские методы обучения. Это могут быть соревнования, брейн-ринги, круглые столы, ролевые игры, дебаты и дискуссии, воссоздание реальных ситуаций и обстоятельств.

Авторы полагают, что соревновательные и игровые методы в педагогике имеют большое значение, так как они не только развивают дух соперничества у обучающихся, но и позволяют определить прогресс в обучении, а также влияют на развитие качества адаптации к изменяющимся условиям социальной среды. Интерактивные формы обучения направлены на развитие личностных качеств каждого студента, мотивации к самовыражению, а также умения работать в коллективе и выстраивать здоровые эмоциональные связи в команде.

А что, очень интересная идея. Почему бы студентам, действительно, не провести ролевую игру на тему «матёрый прораб и молодой инженер, пришедший проводит авторский надзор» или «коррумпированный заказчик и директор молодой подрядной конторы»? Да и мало ли ролей в строительном мире, где предполагается взаимодействие, а по факту могут разгореться острые конфликты – проектировщик vs строитель, директор ФКР vs подрядчик, директор СРО vs председатель правления.

Преподаватели вуза пишут, что такая образовательная метода уже успешно опробована на кафедре геодезии и геоинформатики в рамках дисциплин «Геодезия» и «Автоматизация топографо-геодезических работ».

В учебную программу студентов входит учебная практика по геодезии на научно-учебных базах «Чкаловская». Помимо проведения научных исследований и получения профессиональных навыков неотъемлемой частью первой учебной практики является проведение летней студенческой спартакиады. Она проводиться на второй неделе учебной практики, когда студенты уже в достаточной мере приобрели навыки работы с геодезическими приборами в полевых условиях.

Геодезическая эстафета включает в себя следующие этапы:

1.

Глазомерное определение расстояния, превышения и горизонтального угла. По сигналу, означающему начало соревнований, судья на первом этапе раздаёт участниками занумерованные журналы-эстафеты, после чего указывает объекты измерений.

Закончив измерения и записав свои результаты на схематический чертёж отрывного талона, участники первого этапа направляются ко второму этапу для передачи эстафеты товарищам по команде. В это время судьи на втором и третьем этапах ставят задачу участникам, чётко указывая визирные цели.

2.

Измерение горизонтального угла теодолитом с предварительной установкой прибор в рабочее положение. Получив эстафету, участники второго этапа устанавливают теодолит в рабочее положение, а судья на этапе отрывает от журнала занумерованный талон с результатами глазомерных измерений (во избежание исправлений результатов по подсказке).

Измерив горизонтальный угол при двух положениях вертикального круга, участники второго этапа передают эстафету, а сами выходят за ограждение трассы.

3.

Измерение двух вертикальных углов теодолитом с вычислением значения места нуля. Аналогично второму этапу действуют участники третьего этапа. Контролем измерения вертикальных углов является постоянство значения места нуля при измерениях углов на две точки.

4.

Определение превышения между двумя точками методом геометрического нивелирования. На четвёртом этапе определение превышения производится дважды с изменением высоты нивелира не менее, чем на 10 сантиметров.

Закончив измерения, один из участников четвёртого этапа пробегает расстояние до финиша и передаёт журнал-эстафету главному судье соревнований.

Окончательным этапом геодезической эстафеты является распределение баллов, которое учитывает, как и скорость выполнения работ, так и качество измерений и заполнения журнала. На основании сводной таблицы происходит награждение команд победителей грамотами и памятными призами.

Помимо эстафет, проводятся олимпиады, конкурсы творческих работ и иные культурно-массовые мероприятия. Что же, с одной стороны, можно порадоваться за студентов ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», которым повезло с преподавателями. Конечно, интересно осваивать знания не только в процессе нудной зубрёжки, а ещё и соревнуясь с друзьями на природе или даже в аудитории. Но с другой, эти и подобные идеи всё равно не заменят полноценную практику и привязку образовательной системы к реальному работодателю. Всё-таки студенты приходят в вуз не развлекаться и не участвовать в состязаниях, а получить профессию, которая потом будет их кормить.

ВИДЕО: