Спикер Совфеда уверена, что упрощение процедуры госзакупок не приведёт к снижению качества
Поистине революционный закон готовятся принять российские парламентарии! Речь идёт о законопроекте № 314175-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Главным вдохновителем и инициатором документа выступает председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, что говорит о вполне очевидных перспективах того, что предлагаемые нормы будут приняты, а не окажутся только лишь благим пожеланием.
Речь идёт о радикальных переменах в порядке проведения госзакупок. В начале февраля сего года Валентина Ивановна предложила отказаться от применения норм федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (№ 44-ФЗ) до окончания специальной военной операции. Госпожа Матвиенко мотивировала это необходимостью для регионов «быстро осваивать средства», вкладывая их в развитие собственной инфраструктуры и в экономику.
Спикер высказала мнение, что закон о контрактной системе принимался ранее для борьбы с коррупцией. При этом:
Те, кто воровал, кто нечистоплотно себя вёл, отдавал подряды своим карманным компаниям, они и в рамках 44-го закона находят пути, а добросовестные компании и подрядчики страдают.
Более того, досталось судебной системе и антимонопольному ведомству, поскольку компании, проигравшие торги, начинают обжаловать итоги закупок, что также затягивают реализацию проектов.
А ещё председатель Совфеда привела временные расчёты, напомним, что даже если все идёт по плану, для освоения средств, которые выделены на социальные объекты, школы, детские сады и дороги с 1 июля, остаётся совсем мало времени. Особенно это проблематично для северных регионов, где строительный сезон короткий.
В итоге отменять 44-ФЗ полностью всё-таки постеснялись, однако в новом законопроекте предусмотрели массовые послабления для заказчиков. Среди вводимых норм:
- Повышение ценового порога, допускающего проведение электронного запроса котировок, с трёх до десяти миллионов рублей, а также снятие ограничения на объём таких закупок.
- Повышение ценового порога, допускающего проведение малых закупок в электронной форме с использованием электронных площадок, с трёх до пяти миллионов рублей.
- Устанавливается возможность проведения строительных закупок «под ключ» в срок до 1 января 2025 года.
- Предусматривается сокращение сроков согласования заключения контракта с единственным поставщиком.
- Заказчики наделяются правом устанавливать разные размеры аванса в отношении этапов исполнения контракта, предусматривающих выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.
- Предусматривается право не предоставлять аванс в отношении этапов исполнения контракта, предусматривающих выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий.
- Предусматривается право заказчиков осуществлять закупки с указанием конкретного товарного знака без обязанности учитывать возможные эквиваленты.
- Заказчики наделяются полномочиями заключать контракт с участником закупки, которому присвоен второй номер по итогам проведения конкурентной закупки, в случае расторжения контракта с победителем такой закупки в связи с возникновением независящих от поставщика обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, без условия принятия решения о внесении победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
- Исключаются излишние требования, связанные с определением начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Заказчики вправе самостоятельно разрабатывать правила определения и обоснования НМЦК, в том числе учитывая географические и экономические особенности региона, уровень конкуренции на рынке определённого товара, а также современные методы и способы получения информации о рыночных ценах на товары, работы, услуги.
Валентина Матвиенко рассказала, что обсуждала эту инициативу с председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным, который законопроект поддержал. И предложила Государственной Думе рассмотреть внесённый сенаторами накануне законопроект в приоритетном порядке. При этом спикер Совфеда отметила, что упрощение процедуры госзакупок не приведёт к снижению качества.
СМИ уже адресовали вопрос о новом законопроекте пресс-секретарю Главы государства Дмитрию Пескову и получили от него ожидаемый ответ о том, что Дмитрий Сергеевич и на сей раз ничего не слышал и никаким образом это прокомментировать не может.
Что же, очевидно, что представители разных экономических кругов пытаются под эгидой особой ситуации в российской экономике добиться реализации выгодных для себя инициатив. Недавно, например, РСПП выступил с предложением отменить сразу 10 неудобных для крупного бизнеса статей уголовного кодекса. Официальная власть со своей стороны давно уже тяготиться рыночными механизмами, налагаемыми 44-ФЗ, и делает дальнейший шаг в сторону огосударствления экономики.
Впрочем, успокоим уважаемых читателей, которые, возможно, выразят своё негодование по поводу перспективы фактической отмены большинства норм 44-ФЗ. Новый законопроект лишь зафиксирует де-юре то положение дел, которое давно де-факто действует в непростой сфере госзакупок. Конкурсы уже давно превратились из комфортной кормушки для пула придворных фирм во взаимную головную боль для заказчиков и подрядчиков. Торги то и дело срываются, не вызывают интереса у участников. На их результат влияют манипуляторы рынком, посредники, перекупы, сомнительные компании, которые точно так же кормятся с руки коррумпированных чиновников.
Рано или поздно система неизбежно должна была прийти к тому, чтобы исполнителя назначал непосредственно закупщик. Эффективность расходования бюджетных средств при этом будет обеспечена не с помощью сомнительных псевдо-рыночных процедур, а путём адекватных принципов ценообразования и жёсткой ответственности региональных и муниципальных заказчиков за результат.