Как грибы после дождя, плодятся бесконечные реестры, суперреестры и мегареестры. К каждому из них тянется питающая трубка финансирования за счёт реального сектора
Есть известная поговорка, что если человек держит в руках молоток, то для него любая проблема превращается в гвоздь. За последние несколько лет российские чиновники и окологосударственные управленцы, в том числе и в сфере строительной отрасли настолько привыкли к цифровизации, что любую задачу намерены решать исключительно в «цифровом» стиле.
Мало специалистов? – Надо создать реестр специалистов. Уходят в песок бюджетные денежки на госзакупках? – Надо создать реестр договорных обязательств. Много обманутых дольщиков? – Надо создать реестр обманутых дольщиков. Нет своего софта? – … в общем, паттерн Вы уже поняли.
На днях стало известно о создании нового – уже какого по счёту! – реестра отечественного программного обеспечения для строительной отрасли, который в кулуарных диалогах окрестили «Суперреестром». Сообщается, что формированием суперреестра занимается компания «Дом.РФ» в рамках договорённости с Минстроем России по координации работ по импортозамещению, описанию комбинированных наборов комплектов от разных разработчиков и формированию комплексного подхода к развитию российских продуктов в сфере гражданского строительства.
Особенно разработчики напирают на то, что функционал суперсервиса позволит сортировать и фильтровать программное обеспечение по всем параметрам, а также сформировать экосистему совместимых продуктов и оценить риски использования различных компонентов, что в совокупности с данными по стоимости и обучению позволит упростить и ускорить принятие решения о закупках и применение того или иного российского софта в государственных и коммерческих организациях строительной отрасли.
По каждому продукту будут указаны следующие сведения:
- наименование ПО и основные технические данные;
- применение и риски использования;
- форматы и компоненты;
- нахождение ПО в российских реестрах;
- виды лицензирования и стоимости;
- обучающие курсы.
Предполагается, что новый цифровой продукт разместится на сайте ЕИСЖС – Единой информационной системы жилищного строительства. Сейчас разработчики рисуют красивый и эргономичный дизайн специальной страницы сайта для размещения таблицы в интерактивном режиме. Демоверсия была обещана на 18 мая, а официальная публикация 29 мая. Но пока нет ни того, ни другого.
И всё бы ничего, но список отечественного ПО уже пару месяцев как составил и опубликовал Минстрой. Аналогичные перечни есть у НОСТРОЙ и НОТИМ. И такими темпами скоро количество реестров российских программ начнёт превышать количество самих программ.
Поэтому не вполне понятна идеология запуска таких проектов. Для кого они предназначены? Если для самих инженеров – проектировщиков, изыскателей или строителей, то они сами прекрасно знают, какой софт существует в их сфере и что чем можно заменить. Инженерные программы – это всё-таки не мобильные игры, которые каждый день выпускаются тысячами. По каждому направлению существует несколько крупных разработчиков и программных продуктов, и конечные пользователи прекрасно обо всех них осведомлены.
Как-то смутно представляешь себе ГИПа, который утром приходит на работу, включает компьютер и восклицает: «Вот чёрт побери, Автокад отключили! Как хорошо, что у нас есть отличный реестр от Дома.РФ по импортозамещающему софту. Вот сейчас я его открою и выберу недорогой и качественный отечественный аналог».
Совершенно другое дело, если реестр изначально планируется ориентировать на заказчика, чтобы обязать того требовать от подрядчика работы исключительно на «правильном» отечественном софте, который разрешён к применению. Но здесь возникает свой комплекс вопросов. Инженерный софт и без того имеет достаточно жёсткое регулирование. Например, расчёты санитарно-защитных зон в обязательном порядке выполняют с помощью российских программ, прошедших официальную госрегистрацию, так что согласовать проект в РПН и ФБУЗ без приложения соответствующих свидетельств просто невозможно.
Программы для конструкторских расчётов сертифицируются Федеральным агентством по техрегулированию и метрологии, где эксперты головой отвечают за то, чтобы программа выполняла то, что заявлено, результаты выдавались правильные, а расчётная методика полностью соответствовала актуальным СНиПам, ГОСТам и СП. Наконец, что касается «программ-чертилок», то там результат работы налицо и должен соответствовать требованиям СПДС и ЕСКД, а в случае с цифровыми форматами – своим ГОСТам.
Обо всём этом прекрасно осведомлены и проектировщики, и эксперты, и заказчики. Нельзя просто так прийти с улицы и заявить – смотрите, какую хорошую программу я придумал, давайте теперь все будем считать по ней. Реестр ПО, в случае обязания разработчика работать лишь на включённый в него софт, становится только ещё одним административным барьером, со всеми вытекающими последствиями, в виде удорожания цены продукта, увеличения бумажной волокиты и коррупционных рисков. А если речь идёт о простом справочном пособии, то он превращается в абсолютно бесполезную поделку.
Печальный факт заключается в том, что с точки зрения «эффективного менеджера», что на госслужбе, что при госкорпорации, цифровизация оказывается лучшим решением любого вопроса. Во-первых, эти действия полностью укладывается в официальную политику цифровизировать всё и вся, а значит, за такой проект если и не похвалят, то уж ругать точно не будут. Во-вторых, под разработку цифровых продуктов можно получить хорошее финансирование и долго его осваивать, на разработку, модернизацию, поддержание в актуальном состоянии. И, в-третьих, заняв себя цифровыми игрушками, можно уже не сильно отвлекаться на неприятные вопросы о реальном положении дел. Мы, дескать, своё дело сделали, новый сервис создали. Теперь надо ещё денег, чтобы продвигать да обучать лапотный народец, как им пользоваться.
В результате, как грибы после дождя, плодятся бесконечные реестры, суперреестры и мегареестры. К каждому из них тянется питающая трубка финансирования за счёт реального сектора. На каждом потихоньку кормится своя команда управленцев, дизайнеров, разработчиков, операторов. По каждому рисуются красивые презентации и разрабатываются многолетние стратегии. Ну, а то, что цифровая надстройка всё больше заменяет собой скучный базис с работягами и стройматериалами – так кого это волнует?