«Изыскатель № 1» хотел заработать на своих сейсмических картах два миллиарда долларов, попутно обрекая российский бюджет на триллионные затраты?
Одна из самых громких историй в российских изысканиях, связанная с принятием и отменой карт сейсморайонирования ОСР-2016, продолжает обрастать подробностями. В частности, был подробно подсчитан потенциальный ущерб федерального бюджета на покрытие незапланированных расходов, а также размер рынка изыскательских услуг, к которому планировали «присосаться» разработчики карт.
По информации нашего источника, исследование этого вопроса было проведено со ссылкой на декабрьское поручение Президента России Владимира Путина относительно сферы саморегулирования по итогам Съезда РСПП.
Вкратце напомним. Президент Координационного совета СРО Ассоциация «Инженерные изыскания в строительстве» (СРО «АИИС») Михаил Богданов вместе (с уволенным впоследствии с должности) заместителем главы Минстроя России Дмитрием Волковым «продавили» принятие постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 года № 985, которым были введены в действие карты сейсморайонирования ОСР-2016. При этом господа Богданов и Волков не сочли нужным предупредить руководство Минстроя и Аппарата Правительства о требуемых после этого колоссальных средствах бюджета, что, по сути, можно сравнить с должностным преступлением.
По мнению независимых экспертов, введение в действие этих карт сейсморайонирования привело бы к хаотизации ситуации в стране в связи с изменением требований по проектированию и строительству всех зданий и сооружений на территории аж 43-х субъектов Российской Федерации. Эти радикальные потрясения для страны были основаны на изменениях масштабирования карт и недоказуемых на практике расчётных методиках, предложенных Михаилом Богдановым с его соучастниками. Подобное авантюрное решение в последующем могло нанести непоправимый ущерб жизни и здоровью огромной части населения этих территорий.
Сохранение новых нормативов сейсмической интенсивности привело бы к следующим тяжелейшим последствиям:
- потере средств застройщиков и заказчиков, связанным с дополнительными затратами на переработку всей действующей проектно-изыскательской документации в 43-х субъектах Федерации;
- потерям, связанным с необходимостью коренной перестройки всей системы домостроительных комбинатов и заводов железобетонных изделий во всех 43-х субъектах для выпуска продукции под обновлённые повышенные или пониженные сейсмические нагрузки;
- удорожанию на 16-18% себестоимости строительства многоэтажного жилья и объектов социальной сферы при увеличении на 1 балл сейсмичности территорий в населённых пунктах, где проживает более 4,35 миллиона человек;
- невозможности индексации (из-за роста себестоимости строительства в связи с увеличением показателей нормативной сейсмичности), нормативов стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, из-за решений Правительства Российской Федерации, не допускающих роста стоимости финансируемых из бюджета объектов, выше уровня инфляции.
Перечисленные последствия в 17-ти стратегически важных субъектах нашей страны, где повышалась балльность, могли бы привести:
- к массовому банкротству застройщиков;
- к резкому падению объёмов ввода жилья на этих территориях;
- к росту социальной напряжённости из-за существенного ухудшения условий по решению населением их жилищных проблем.
Общая стоимость антисейсмических мероприятий по укреплению объектов на территориях, где было предусмотрено повышение сейсмичности: жилищного фонда (1,576 триллион рублей); мест приложения труда (1,230 триллиона); социальной и административной инфраструктуры (0,726 триллиона); объектов энергетики (1,5 триллиона) и инженерной инфраструктуры (0,032 триллиона); иных объектов массового пребывания населения – культуры, спорта, торговли, общественного питания и других (0,61 триллиона), должна была составить более 5,674 триллиона рублей.
Самое показательное, что приоритет в получении заказов на выполнение работ по обследованию технического состояния зданий или сооружений, а также по сейсмическому микрорайонированию предполагалось (за счёт методов недобросовестной конкуренции и очернения коллег) сохранить за авторами карт ОСР-2016 во главе с господином Богдановым, что и было им озвучено на Съезде РСПП 17 декабря 2021 года. На этом же мероприятии для того, чтобы не нести никакой ответственности за возможное нанесение его организациями ущерба третьим лицам, руководитель СРО «АИИС» предложил отменить действующие нормы Градостроительного кодекса РФ по формированию компенсационных фондов, которые в его организации составляют около 730-ти миллионов рублей.
Те, кто полагают, что Михаил Игоревич «ляпнул, не подумав», глубоко ошибаются. Это был хорошо продуманный ход. Ведь предлагаемые им изменения законодательства по отмене контроля за его организациями как со стороны государства, так и профессионального сообщества, по отмене всякой ответственности перед третьими лицами, открыли бы возможность организациям во главе с господином Богдановым безнаказанно действовать на созданном им рынке изыскательских работ в 43-х субъектах Российской Федерации, составляющем в пересчёте на доллары США, более 2-х миллиардов долларов. А за возможный ущерб понесли бы наказание отдельные назначенные им «стрелочники»!
Да, постановление № 985 было отменено по настоянию профессионального и экспертного сообщества. И Михаилу Игоревичу не удалось воплотить в жизнь свои хитроумные планы, связанные, прежде всего, с личным обогащением. Потерять триллионы из-за прихоти какого-то сумасшедшего геодезиста, считающего себя «большим учёным», это было бы слишком. Остановит ли это «карточного игрока» Богданова, или он и дальше будет пытаться разложить свой сейсмологический пасьянс, дуря всем голову?