До сих пор серьёзного экономического обоснования необходимости завоза гастарбайтеров в Россию представлено не было. Но останавливать эти процессы власти не намерены
Складывается ощущение, что правящий класс в стране до сих пор не смог прийти к консенсусу по вопросу мигрантов. Условные силовики, мнение которых выражает председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин предупреждают о росте этнической преступности и набирающих силу диаспорах, которые выходят из-под контроля властей. А условные экономисты продолжают рассуждать о том, как замечательно иностранные специалисты повышают ВВП и демографию.
Граждане с огромным интересом следят за рейдами ОМОНа в Подмосковье, в ходе которых выявляются этнические кафе и спортивные клубы, куда пускают только по национальному признаку. И с не меньшим интересом слушают рассуждения начальства о том, как бы ввести в страну ещё мигрантов, хороших и разных.
На прошлой неделе, например, в информационном пространстве отметилась депутат-коммунист Государственной Думы Анастасия Удальцова. На круглом столе в Общественной палате РФ на тему «Развитие целевой подготовки и организованного привлечения в Россию востребованных иностранных работников» Анастасия Олеговна заявила, что Агентствам по найму иностранцев в Россию нужно дать возможность создавать саморегулируемые организации. И вместе с повышенными требованиями по контролю за мигрантами в нашей стране предоставлять участникам таких СРО дополнительные льготы. Как сказала парламентарий:
До настоящего времени эта работа не регулировалась нашим законодательством. В итоге появился теневой рекрутинг, который ориентирован на максимальную прибыль от теневой продажи и перепродажи трудовых мигрантов. При этом такие работники, завезённые в Россию посредниками, либо были брошены на произвол судьбы, либо ориентированы на рабский труд – это порождает проблемы россиян в быту и приводит к росту преступности среди мигрантов.
В качестве инструмента правового регулирования процесса госпожа (или, всё-таки товарищ?) Удальцова предложила подготовить изменения, необходимые для создания саморегулируемой организации для «участников оргнабора» – операторов и агентств занятости. Это позволит, по её словам, обеспечить приток в страну рабочей силы, которая нужна экономике России, на взаимовыгодных условиях, обеспечить длительные отношения между бизнесом и мигрантами, вывести из тени тех иностранных граждан, которые уже работают на российском рынке.
Несомненно, что Анастасия Олеговна, будучи руководителем постоянной рабочей группы при комитете Государственной Думы по делам национальностей по нормативно-правовому регулированию социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев должна владеть информацией о реальном положении дел с трудовыми мигрантами. Однако надежды на то, что СРО для мигрантов вдруг станут панацеей от всех проблем, выглядят, мягко говоря, несколько наивными. Речь идёт о сфере, в которой задействованы огромные финансовые потоки, не только экономические, но и политические интересы, где ведут свою игру и защищают свои интересы сопредельные государства, ресурсы которых несоизмеримы с возможностями отдельно взятых некоммерческих организаций в России.
Неужели в таких условиях СРО смогут навести порядок, когда это до сих пор не смогли сделать десятки тысяч силовиков облечённых властью чиновников в миграционных центрах? Зато вполне ожидаем обратный вариант, что такие СРО окажутся коррупционными кормушками на содержании у диаспор и займутся энергичным лоббированием их интересов. Что, собственно, мы видим на примере иных строительных СРО, превратившихся не в контролирующий орган, а в полезное приложение «на содержании» у крупных девелоперских холдингов.
Тем не менее, принципиальное решение о создание новых СРО для мигрантов, похоже, уже принято, а все проходящие круглые столы нужны просто для того, чтобы довести информацию до общества.
По словам Анастасии Удальцовой, идея создания таких СРО поддержана участниками рабочей группы в Госдуме по трудовой миграции. Механизм работы будет строиться на преференциях, которые получат мигранты, отобранные на работу через организации, – участники таких СРО. Среди них – ускоренный допуск к работе сразу после прибытия в Россию через получение всех необходимых разрешительных документов с тем, чтобы кандидаты из-за рубежа смогли приступить к работе не позже, чем через неделю после пересечения границы Российской Федерации.
Также в качестве льгот для участников оргнабора можно ввести разрешение на работу, альтернативное патенту, где прописать целевое устройство к конкретному работодателю и закрепить ответственность мигранта за несогласованную смену работодателя. Операторы – члены СРО со своей стороны будут обязаны вести реестр всех трудовых мигрантов, въехавших через них в Россию, и нести за них ответственность.
Фактически, речь идёт о введении ещё одного косвенного налога за наём мигрантов – в виде членских платежей в СРО и формирования компфондов. Каким образом работают компенсационные фонды, мы все уже хорошо знаем. Равно как не вполне понятно, каким образом раздача плюшек и преференций «хорошим мигрантам» позволит прекратить неконтролируемый завоз всех остальных.
Наконец, напомним о том, что говорили на страницах За-Строй.РФ уже неоднократно, – до сих пор вообще не было представлено серьёзного экономического обоснования необходимости завоза мигрантов в страну. Никто не подсчитал объективное количество нужного притока рабочей силы, не предложил требования к её качеству. Никто не оценил, какую пользу и какой ущерб стране приносят миграционные процессы, что перевешивает сейчас и как может меняться динамика при разных сценариях.
Действительно ли для государства так выгодно, когда собственные граждане остаются без работы на фоне трудоустроенных гастарбайтеров? Сколько денег вымывается из экономики за счёт того, что свои зарплаты они тратят не в России, а выводят домой? Каков ущерб от роста национальной преступности? Насколько увеличивается нагрузка на бюджеты всех уровней от того, что мигранты и из семьи бесплатно пользуются услугами системы здравоохранения и образования, не платя при этом налоги? Эти цифры либо в принципе никто пока не оценивал, либо их не хотят обнародовать для общего обсуждения.
Всё, что мы пока имеем, – это бесконечное нытьё строительных олигархов, которым нужны мигранты, чтобы не платить официальную зарплату российским гражданам. То есть, заявления откровенно ангажированные, необъективные и имеющие нулевой уровень аргументации!