Говоря о проблемах безопасности и качества в строительной отрасли, чиновники Минстроя обходят работу саморегулируемых организаций молчанием
Заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко накануне новогодних праздников пообщался с журналистами на такую важную тему, как необходимость увеличения темпов строительства в стране при сохранении качества и безопасности. Что показательно – в длинном и обстоятельном рассказе Сергея Григорьевича не нашлось места ни полуслову про систему строительного саморегулирования.
Хотя, по идее, именно она призвана отвечать (в первую очередь, своими компфондами) и за безопасность, и за качество. Так, во всяком случае, до сих пор написано в Градостроительном кодексе Российской Федерации. Однако, похоже, что в главном строительном ведомстве не видят саморегуляторов как помощников в этом непростом деле. Тем любопытнее узнать, какие же приоритетные механизмы для безопасности и качества намерен развивать Минстрой?
Сокращение админбарьеров
Первая тема, которую затронул замминистра стало сокращение инвестиционно-строительного цикла. Это, по его словам, особенно актуально в сегодняшних условиях санкционного давления и позволит быстрее возводить жильё, важные инфраструктурные, промышленные и социальные объекты, а также увеличивать вклад отрасли в экономический рост страны.
В 2021 году количество административных процедур в строительстве было сокращено в три раза – с 96-ти до 32-х. Для всех субъектов Российской Федерации исключена возможность установления региональных процедур.
Был утверждён исчерпывающий перечень из 989-ти документов, материалов, сведений и согласований, необходимых при реализации строительных проектов. В минувшем уже 2022 году он был дополнительно сокращён до 751-ой процедуры, и для их прохождения сегодня требуется 1.400 дней против 1.831-го до обновления.
Был определён статус рабочей документации, порядок подготовки и внесения в неё изменений. Теперь, если в ходе строительства в рабочую документацию вносятся изменения, не затрагивающие несущие конструкции, то они признаются частью проектной документации. Такое законодательное нововведение, по мнению чиновника, позволяет вносить и оценивать корректировки в проект без остановки стройки, а также гибко управлять его стоимостью, что в конечном счёте будет экономить средства государства или инвестора.
В целом Минстроем России проведена масштабная работа по сокращению обязательных требований в строительстве. За последние пять лет их количество было снижено более, чем на 90% – с 11-ти тысяч до 380-ти. При этом господин Музыченко подчеркнул, что перевод обязательных требований в добровольные не влияет на качество и безопасность строительства, а наоборот, позволит принимать более гибкие и выигрышные с точки зрения безопасности и качества альтернативные проектные решения. Другой эффект состоит в уменьшении неэффективных издержек. Так, количество разрабатываемых специальных технических условий, по сравнению с 2020 годом, сократилось на 40%.
Ещё больше прогрессивности
Другая важнейшая тема – намеченные перемены в области технического регулирования. В частности, принятие подготовленного министерством законопроекта «О внесении изменений в федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и в федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации».
Представитель Минстроя пояснил, что суть документа состоит в отказе от утверждения перечня национальных стандартов и сводов правил, применение которых на обязательной основе обеспечивает соблюдение требований технического регламента о безопасности зданий и сооружений. В результате будет создан единый перечень нормативных документов в строительстве без разделения на «добровольный» и «обязательный», утверждаемый Минстроем России.
Это, якобы, позволит устранить противоречия и дублирование многочисленных нормативно-технических требований, их неоднозначную трактовку, возникающую из-за наличия перечней добровольного и обязательного применения, а также действующих документов, не входящих ни в один из них.
Также законопроект направлен на то, чтобы предоставить вариативность в выборе решений для соблюдения федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также значительно расширить его доказательную базу. Таким образом, строители получат возможность для поиска и реализации наиболее эффективных путей достижения надлежащего уровня безопасности и качества возводимого объекта.
Стоит признать, что министерские объяснения звучат не слишком конкретно. Любому понятно, что отменить разделение на «добровольные» и «обязательные» нормативы можно только в том случае, если расширить список «обязательных», сделав его достаточным и исчерпывающим. Но как раз по этому пути Минстрой идти и не собирается, из года в год сокращая количество стандартов и дооптимизировавшись постановлением Правительства РФ от 20 мая 2022 года № 914 всего до 5-ти базовых СП. Что же будет взамен?
По словам Сергея Музыченко, на смену нынешнему техрегулированию должен прийти некий «более прогрессивный» параметрический метод нормирования. О готовности отрасли к этому свидетельствует большое количество разрабатываемых специальных технических условий. Уж не собирается ли Минстрой строить всё российское строительное техрегулирование исключительно на ностроевских СТОшках?! Пока ясности такие заявления не прибавляют…
Ставка на типовые проекты
Также особое внимание было уделено такому перспективному направлению, как типовое проектирование, которое Минстрой активно внедряет в широкую практику с 2021 года. Тоже своего рода решение, чтобы получить оптимальное сочетание цены, скорости и качества на новых объектах.
Проектная документация может быть признана Минстроем России типовой при соблюдении двух условий. Первое – наличие положительного заключения государственной экспертизы. Второе – наличие разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, который построен с применением данной проектной документации.
В 2022 году институт типового проектирования был расширен понятием типового проектного решения. Так называется обособленная единица типовой проектной документации, которая может быть многократно применена при осуществлении архитектурно-строительного проектирования аналогичного объекта капитального строительства. Благодаря такому нововведению строительные организации могут применять типовые проекты без внесения существенных корректировок в их разделы, связанные с конкретными климатическими, геодезическими и геологическими условиями новой стройплощадки, используя под них подходящие варианты типовых проектных решений.
Сергей Григорьевич анонсировал создание на базе одного из подведомственных учреждений Минстроя России института типовой проектной документации. Планируется, что указанной организацией будет разработана серия типовых проектов различного социального назначения для их дальнейшего многократного применения и тиражирования.
Кстати, хорошо бы увидеть проекты в реестре, выполненные сразу по всему цифровым канонам – с 3D и 4D-моделями, полным пакетом электронной документации, всеми необходимыми и перспективными наработками, о которых мечтают российские строительные чиновники. А уж имея лучшие и непогрешимые образцы проектировщики и строители смогут понять, чего, собственно, от них добивается Минстрой, и начать работу в этом направлении.
Однако пока главное строительное ведомство настроено не столько на качество, сколько на количественный рост проектов, внесённых в государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ЕГРЗ). Их, по мнению чиновников, необходимо увеличить как минимум в три раза – с 830-ти до 2.500.