На введение западных санкций российский строительный бизнес парадоксально отреагировал резким увеличением парка спецтехники
Одной из проблем, связанных с введением западных санкций, для отечественной строительной отрасли стал дефицит спецтехники. Так уж сложилось, что закупать экскаваторы, бульдозеры, подъёмные краны, грейдеры и прочую машинерию, без которой невозможно современное строительство, российский бизнес предпочитал с импортными марками. Отчасти из соображений более высокого качества, отчасти из-за лучше построенного маркетинга.
Но после того, как «непартнёры» принялись душить нашу страну экономически, не только обновление парка, но даже его обслуживание стало проблемой. В санкционной горячке многие поставщики полностью порвали свои договоры и отказались даже поставлять запчасти для техники, не считаясь ни с финансовыми, ни с репутационными потерями.
Строительный бизнес отреагировал на проблему парадоксальным образом. Как отмечает Росстат, за последний год в стройкомпаниях увеличился парк строительных машин, а доля машин и механизмов с истекшим сроком службы уменьшилась.
Многие компании, опасаясь курсовых скачков и возможных ограничений в позапрошлом и прошлом годах серьёзно обновили парк техники, особенно тяжёлой. Были окончательно свёрнуты лизинговые проекты зарубежных операторов, показавших себя недобросовестными поставщиками, так что собственность на технику перешла непосредственно к предприятиям.
Впрочем, главным источником этого стального потока стали не столько возродившиеся из пепла отечественные производители, сколько активность восточных компаний. Так, «Российская газета», со ссылкой на данные компании «Газпромбанк Автолизинг» сообщает, что, несмотря на уход из России крупных поставщиков популярных марок спецтехники из Великобритании, США и ряда других государств, в 2022 году в страну было ввезено больше техники, чем в 2021-ом. Рост общего объёма импорта был достигнут за счёт поставок из Китая.
По данным компании, за первый квартал нынешнего года в общем объёме переданной в лизинг спецтехники 25 популярных марок было в полтора раза больше продукции КНР, чем остальной. Также популярностью у клиентов пользовались турецкие бренды. В этом году на фоне дефицита спецтехники популярных ранее брендов Китай ещё прочнее укрепит свои позиции в России, считают эксперты.
Ни по одному из видов техники не возникло дефицита, который бы сдерживал темпы дорожно-строительных работ. Дорожно-строительные организации быстро переориентировались на закупки у партнёров на Юго-Востоке и внутри страны.
Кроме того, ряд организаций, который поставлял дорожно-строительную технику из-за рубежа, сумел либо организовать поставки запчастей и комплектующих за счёт параллельного импорта, либо, что гораздо важнее, наладить производство таких комплектующих в России.
Своя машиностроительная промышленность тоже подтягивается, хотя и не так быстро, как бы этого хотелось. Так, по данным ассоциации «Росасфальт», производство строительной техники в России в прошлом году увеличилось примерно на 30%. И эта тенденция до сих пор усиливается.
Впервые за несколько десятилетий наметилось нарастающее взаимодействие отечественных производителей техники с крупнейшими подрядными организациями отрасли по доработке образцов техники, выпускаемой в Российской Федерации. Первым примером в начале прошлого года стал отечественный асфальтоукладчик, одна из основных машин, которые используются в дорожных работах, и которая массово не выпускалась в нашей стране в последние десятилетия. К концу года и в начале нынешнего список дополнился ещё 5-6-ю позициями – в первую очередь, катки, бульдозеры, самосвалы.