В чиновничьих формулировках планы по цифровизации в важнейшей отрасли России выглядят максимально абстрактно и обтекаемо
Как российским девелоперским компаниям перейти на использование информационных моделей? Такой вопрос обсуждали на прошлой неделе в российском наукограде Сколково в ходе конференции «Цифровая трансформация девелоперов».
Ответ на вопрос о том, зачем такой переход вообще нужен, в принципе, уже всем очевиден и посему на встрече не рассматривался. Но представлявший на конференции федеральную власть заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Константин Михайлик на всякий случай напомнил – работа в ТИМ станет обязательной для строителей с 1 июля 2024 года. То бишь переходить нужно просто потому, что всё равно заставят. А как говорили древние, согласного судьба влечёт, упирающегося – тащит.
При этом Константин Александрович объяснил, что у государства в сфере цифровизации строительства есть две макрозадачи – антикризисная и стратегическая. Первую цель оптимистично предполагается реализовать за 2023 год. Под этим подразумевается создание отдельного центра компетенций разработки программного обеспечения в области ТИМ, который будет призван объединить существующие наработки в единую систему. По словам чиновника, отрасль слишком долго зависела от западного софта. За это время многие застройщики самостоятельно разрабатывали цифровые продукты, которые сегодня необходимо сделать частью «большого решения». Власти предполагают объединить усилия софтверных компаний и конечных пользователей, в данном случае, специалистов строительной отрасли, с тем, чтобы сформировать линейки программного обеспечения по всем необходимым направлениям.
Стратегическая задача состоит в синхронизации усилий частного рынка и государства. Господин Михайлик высказал мнение, что необходимо использовать наработанные решения, создав при этом «верхнеуровневые системы», которые бы данные решения «мягко интегрировали». Для того, чтобы решить этот вопрос, министерство проводит большой пилотный проект на территории 10-ти регионов, дабы научиться сопрягать между собой системы федерального, регионального уровня и рыночные решения. Как пояснил замминистра:
Другими словами, мы делаем верхнеуровневые государственные системы и далее будем запускать их сверху вниз, а коммерческие к ним присоединятся. Тактическая задача – вывести эти разработки на международный уровень.
В таких формулировках чиновничьи планы по цифровизации выглядят максимально абстрактно и обтекаемо. Пока понятно только, что грядёт создание очередных реестров на федеральном и региональном уровнях, а строительному сектору (прежде всего, проектным компаниям) придётся выполнять двойную работу по формированию документации в нужном формате и наполнению этих реестров. А поскольку речь идёт уже не о госзакупках, а о долевом строительстве по Федеральному закону № 214-ФЗ, то оплачивать все эти цифровые затеи закономерно придётся конечному покупателю.
Частично по новой схеме уже начали работать московские власти. С докладом на встрече выступила заместитель руководителя Центра компетенций департамента строительства города Москвы Арина Рассказова. По её словам, первый этап цифровизации – оцифровку документооборота столица уже прошла и приступила к формированию среды общих данных (СОД). Перспективы таковы:
Этот инструмент позволяет нам исполнять постановление Правительства РФ № 331 и вести модель в едином информационном пространстве для всех участников строительства. Плеяда продуктов (!! – ред.), которые мы позиционируем внутри департамента, как среду общих данных, позволяет уверенно сказать, что у нас есть возможность заместить уходящие с рынка западные продукты.
Но и это ещё не всё! По словам столичной чиновницы, замена иностранных программ – это промежуточная задача. Дальше разрабатываемая СОД должна получить совершенно новое качество и будет иметь название «система управления инженерными данными». Или, сокращённо – СУИД. Довольно интересная аббревиатура, вызывающая неоднозначные ассоциации…
О задачах и возможностях этого самого СУИДа государственные мужи и дамы также высказываются в весьма непростых определениях. Считается, что данная система обеспечит «полноценные интеграционные связи между геометрией, атрибутами и документами системы», а кроме того, позволит «делать предиктивную аналитику», планировать затраты, ресурсы, и подключать к этому процессу сторонних участников.
А ещё считается, что СУИД позволяет формировать цифровой двойник объекта – набор связанных документов, истории жизни объекта, его цифрового следа. Цифровые двойники создадут экосистему, которая призвана сыграть свою роль в формировании городской среды. Эти данные, по задумке чиновников, в дальнейшем можно будет внедрять в различные государственные системы.
Что со всем этим делать строителю, которого региональные и федеральные власти, похоже, всерьёз решили довести до СУИДа – не известно. Нет никакой нормативной базы, которая регламентировала бы все эти хотелки и инновации. Нет стандартов, нет техрегламентов. Более того, похоже, что со строителями никто этого всерьёз и не собирается обсуждать. За круглыми столами всё чаще восседают чиновники, айтишники, представители общественных организаций, а в лучшем случае, топ-менеджеры крупных девелоперских корпораций, для которых цифровизация может стать неплохим инструментом конкурентной борьбы, за счёт удорожания издержек и вытеснения с рынка малых и средних конкурентов.
Остаётся только питать некоторую надежду, что, хотя бы в условиях мобилизационных действий и экономически сложной ситуации строительное начальство сможет на время обуздать свой реформаторский зуд и не будет принимать откровенно вредоносных и финансово обременительных решений…