Через столетия люди, говоря о XX веке, будут вспоминать только одного человека. Не Ленина, не Гитлера, не Сталина и даже не Эйнштейна, а Гагарина – первого человека в космосе. Так считает Илон Маск. А из XXI века человечество запомнит того, кто первым шагнет на Марс. И этим человеком он хочет стать сам.
Лет десять назад одному моему знакомому удалось по душам поговорить с Илоном Маском. Все началось с простого вопроса. Узнав, что собеседник из России, Маск спросил: «Почему мои ракеты называются Falcon 1 и Falcon 9?» «Falcon – в честь «Сокола тысячелетия» (Millenium Falcon) из «Звездных войн». А 1 и 9 – в честь Р-1 и Р-9, двух первых ракет-носителей Сергея Королева», – последовал ответ. Маск рассмеялся и проговорил с приятелем почти час.В начале XXI века Маск действительно был увлечен советской космонавтикой и штудировал советские учебники по ракетостроению. А в 2001 и 2002 годах дважды приезжал в Россию, чтобы купить за 8 млн долл. две списанные ракеты: в бюджет Маска укладывались только советские модели. Однако русские ему отказали – то ли сочли сумасшедшим, то ли жадность подвела. Если бы сделка состоялась, неизвестно, как бы сейчас выглядели лучшие космические корабли в мире. Но в феврале 2002 года, возвращаясь из неудачной поездки в Москву, Маск после нескольких часов работы показал своим спутникам таблицу на экране ноутбука. «Эй, мужики, – сказал он, – я думаю, мы сможем построить ракету сами». Продолжение этой истории знают все.В беседе с моим приятелем Илон Маск разоткровенничался – сказал, что его не интересуют ни деньги, ни признание ныне живущих людей. Главная его цель – первым ступить на Марс. И тогда человечество будет помнить его, пока будет жить. Как Юрия Гагарина. Или как Ахиллеса. И все его бизнесы и активности в XXI веке служат единственной цели – как можно быстрее создать технологии для успешной высадки на Марсе.В этом материале мы собрали самые интересные «марсианские» проекты Илона Маска и постарались немного о них рассказать.А Falcon 9… На первой ступени этой ракеты-носителя просто стояло девять двигателей Merlin.
SpaceX
Со SpaceX понятно: надо же на чем-то долететь до Красной планеты. Компания основана в 2002 году для создания технологий революционного упрощения и удешевления космических полетов с дальней целью колонизации Марса.
- Цель: сделать человечество межпланетным видом.
Достижения: в 2010 году SpaceX стала первой частной компанией, сумевшей вывести на орбиту собственный космический корабль Dragon и благополучно вернуть его на Землю, а с 2012-го регулярно отправляет «грузовики» на МКС. В 2015 году первая ступень ракеты SpaceX Falcon 9 совершила мягкую посадку, а в 2017-м была запущена еще раз. Проведены 124 успешных запуска и 86 посадок, 65 раз ракеты SpaceX использовались повторно. Идет развертывание орбитальной группировки глобальной системы связи Starlink. Проходят испытания будущий громадный пилотируемый корабль Starship, который должен доставить людей на Марс, и сверхтяжелая ракета для его выведения.
Tesla Motors
На Марсе нет кислорода, а значит, транспорт там может быть только электрическим. Именно поэтому в Пало-Альто (Калифорния) в 2003 году была основана Tesla Motors. Маск возглавил компанию в 2008-м, сделав ее крупнейшим автопроизводителем мира. В Tesla Motors работают инженеры, которые занимались созданием американских марсоходов.
- Цель: сделать электрический транспорт массовым.
Достижения: в 2020 году в мире было продано почти 500 тыс. электромобилей Tesla. Налажен выпуск четырех моделей, идет разработка внедорожника Cybertruck, родстера и грузовика Semi. Сеть заправок Tesla Supercharger насчитывает более 2000 станций. Отрабатывается и частично применяется система беспилотного управления Tesla Autopilot.
Tesla Energy
Главный источник энергии на красной планете – электричество. Его надо добывать и хранить. Для этой цели Tesla в 2016 году приобрела стартап SolarCity (Фримонт, Калифорния), который к тому времени уже был одним из крупнейших игроков на американском рынке солнечной энергетики. Первоначальной задачей компании было усеять крыши домов солнечными панелями, которые бы полностью покрывали потребности домохозяйств в электроэнергии. Революция, совершенная SolarCity, состоит в том, что решение о переходе на солнечную энергию из морально-этической плоскости перешло в чисто экономическую.
- Цель: ускорить переход мира к возобновляемой энергетике.
Достижения: система Solar Roof для выработки электричества с помощью расположенных на крыше батарей. Домашний аккумулятор Powerwall – устройства последнего поколения способны накапливать до 13,5 кВт/ч. Накопители промышленных масштабов – Powerpack (232 кВт/ч) и Megapack (3 МВт/ч).
Hyperloop
На Марсе практически нет атмосферы, транспорту придется передвигаться почти в вакууме – отсюда проект вакуумного поезда Hyperloop. Совместный стартап команд из Tesla и SpaceX нацелен на разработку вакуумных поездов – высокоскоростного вида транспорта, движущегося в сильно разреженном воздухе с помощью магнитной левитации. Планируется, что 560-километровый путь от Сан-Франциско до Лос-Анджелеса пассажиры смогут преодолевать за полчаса на скорости до 1200 км/ч.
- Цель: поезду должно быть достаточно одних только рельсов.
Достижения: первый концепт Hyperloop представлен в 2013 году, причем техническая документация открыта, сторонние компании могут участвовать в проекте. К работе привлечены десятки стартапов. Для испытаний конструкций капсул в Калифорнии построен экспериментальный тоннель километровой длины. На сегодняшний день достигнута скорость 463 км/ч.
The Boring Company
На Красной планете большую часть строений придется убирать под землю, поэтому в 2016 году Маск выделил из SpaceX компанию The Boring Company, которая занимается технологией ускоренного строительства транспортных тоннелей – прежде всего для будущих поездов Hyperloop. Первый тоннель на глубине 4,6 м вырыли на территории офисов SpaceX в Хоторне, поскольку для строительства на этой площадке не требовалось никаких разрешений.
- Цель: решение проблемы трафика, обеспечение быстрого перемещения из точки в точку, трансформация городов.
Достижения: разработана и построена собственная тоннелепроходческая машина Prufrock. Любопытно, что размеры (3,7 м в диаметре) позволяют разместить ее на борту корабля SpaceX Dragon. Проложены экспериментальные тоннели в Лас-Вегасе и Лос-Анджелесе. Еще несколько проектов в Лос-Анджелесе, Чикаго и Балтиморе ожидают одобрения властей.