В первый день 2022 года словацкий газотранспортный оператор Eustream сообщил о значительном падении транзита газа через Украину в Словакию. Дневной объем стал самым низким за два месяца, и составил 49 млн. куб. м. Второго января он сократился еще на 30%, достигнув отметки 35,5 млн. куб. м. Еще 31 декабря 2021 года, через точку соединения газотранспортной системы ежедневно прокачивалось 83,8 миллиона кубов энергоносителя. С чем же связано такое резкое падение объемов транзита?
Западные эксперты называют ситуацию напряженной, указывая на тот факт, что транзит газа в Европу через Польшу фактически прекращен. Последние две недели «Газпром» не заказывает мощности для транспортировки энергоносителя по трубопроводу «Ямал — Европа». Сокращение объемов началось еще в начале декабря. Из максимально возможной брони в 89,1 млн. компания резервировала всего треть, а к 21 декабря газопровод вообще перешел в режим реверсивной прокачки.
Несмотря на рекордно высокие температуры в Европе в канун Рождества и Нового года, многие на Западе понимают, что холодный сезон только начался, а проблемы в энергетическом секторе будут только усугубляться. Традиционно, во всем винят Россию, хотя российский поставщик неоднократно заявлял о своей готовности поставлять дополнительные объемы “голубого топлива” в рамках долгосрочных контрактов.
Представитель «Газпрома» Сергей Куприянов объяснял, почему сокращается транзит. Дело в том, что часть покупателей из Германии и Франции уже исчерпали годовой договорной объем топлива, а заявки на дополнительные поставки просто не выставляются в связи с его рекордным подорожанием.
Украина считает, что снижение транзита — это попытка удерживать энергетический кризис, напоминая про действующий до 2024 года контракт между «Газпромом» и «Нафтогазом». В рамках этого документа зафиксировано, что через украинскую газотранспортную систему российский поставщик в период с 2021 по 2024 год должен минимально прокачивать 40 миллиардов кубометров топлива. Однако, украинская сторона “забывает” об одном важном пункте этого контракта. В нем сказано, что «Газпром» может просто оплатить стоимость транзита, не осуществляя фактической прокачки. Руководство «Нафтогаза» согласилось именно на такие условия. В конце 2019 года, в украинских СМИ много говорили о “победе” над российским поставщиком “голубого топлива” и о привлечении в бюджет Украины дополнительных семи миллиардов долларов.