Нарушители на электросамокатах будут штрафоваться на сумму до 1,5 тыс. рублей с 1 марта 2023 года.
Согласно утвержденным поправкам в ПДД, которые вступят в силу с 1 марта 2023 года, электросамокаты, электрoскейтборды, гирoскутеры, сегвеи, моноколеса и другие аналогичные устройства получили особый статус — cредства индивидуальной мобильности. Перемещаться на них можно со скоростью не более 25 км в час по тротуарам, вело- и пешеходным дорожкам. Их масса не должна превышать 35 кг.
«С 1 марта вступает в силу постановление правительства, закрепляющее правовой статус электросамокатов. Данная категория участников дорожного движения [передвигающиеся на электросамокатах] отнесена к пешеходам, соответственно, за нарушения на дорогах они будут привлекаться к ответственности по статьям 12.29 и 12.30 КоАП РФ. Вместе с тем со временем для средств индивидуальной мобильности может появиться и новая специальная ответственность», — сообщал ранее ТАСС.
Напомним, ранее появилось сообщение о том, что поездки на самокатах с превышением скорости в 80 километров в час запретят на некоторых улицах Москвы с 1 марта 2023 года. По словам заместителя руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Алексея Митяева, поездка на самокате на тех улицах, где скорость движения превышает 80 километров в час, небезопасна, а введение такого ограничения сделает движение комфортным и безопасным.
Для регулирования движения на электротранспорте будут установлены новые дорожные знаки, разрешающие, ограничивающие или запрещающие движение в тех или иных зонах. Определено, что при совместном передвижении пешеходы будут иметь приоритет. А при пересечении дороги по пешеходному переходу пользователям электротранспорта необходимо будет спешиваться.
Введены и ограничения по максимально допустимой массе электротранспорта. Так, при движении по тротуарам, вело- и пешеходным дорожкам можно будет только на тех средствах, масса которых не превышает 35 кг. Электротранспорт с большей массой может двигаться по правому краю проезжей части дорог, где максимальная скорость движения ограничена 60 км/ч, а также разрешено движение велосипедистов. Однако управлять им можно будет только лицам старше 14 лет. Устройства, двигающиеся по дороге, должны иметь тормозную систему и фары белого и красного цвета.
«Между тем эксперты и юристы не пришли к единой трактовке новых норм ПДД. Дело в том, что региональные ГИБДД в настоящее время (пока действуют старые правила) исходят из принципа, что пользователь электросамоката является пешеходом, если мощность электродвигателя средства передвижения не превышает 250 Вт, при большей мощности — водителем мопеда или мотоцикла. В последнем случае к нарушителю можно применить все санкции и процедуры, которые используются в отношении автомобилистов. Таким образом, гражданина на самокате можно не только оштрафовать, но также направить на проверку на опьянение, лишить прав, подвергнуть административному аресту и т. д. Подобный подход находит поддержку не у всех юристов и полицейских, но тем не менее применяется в ряде регионов.
“Ъ” направил запрос в МВД с просьбой разъяснить, как будет выстроено правоприменение с 1 марта 2023 года. Пользователи СИМ, которые нарушают ПДД, пояснили в полиции, будут оштрафованы по ст. 12.29 КоАП РФ на 800 руб. и на 1–1,5 тыс. руб.— при пьяной езде. Если пользователь СИМ создаст помехи в движении транспортных средств, это будет квалифицироваться по ч. 1 ст. 12.30 КоАП (штраф 1 тыс. руб.). Если ездок собьет человека и причинит по неосторожности вред его здоровью легкой или средней тяжести, в силу вступает уже ч. 2 ст. 12.30 КоАП (штраф 1–1,5 тыс. руб.).», — сообщал Коммерсантъ.
При этом вышеуказанные правила не распространяются на обычные самокаты и роликовые коньки. Пользующиеся ими лица по-прежнему приравниваются к пешеходам.