Ведомство, тенями повелевающее

0
106

Представители работодателей ожидаемо восприняли инициативы Минтруда России крайне негативно, а профсоюзная сторона, ровно наоборот…

Ведомство, тенями повелевающее

Минтруд России продолжает бороться с теневой занятостью. По мнению ведомства, для этого необходимо закрепить критерии, по которым определяются трудовые отношения. Ведомство направило соответствующее письмо в Российскую трёхстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) от 16 января сего года за подписью заместителя министра труда и социальной защиты РФ Елены Мухтияровой.

Как следует из документа, изменения в законодательство в Минтруде подготовили для реализации пункта 8 плана мероприятий по сокращению теневой занятости и легализации трудовых отношений на 2022-2024 годы. Критерии были сформулированы на основании предложений Минпросвещения, Минприроды, Минтранса, Минстроя, Роструда и Ростехнадзора, согласованы МЧС, Минздравом и Минобрнауки. Также они учитывают два постановления пленума Верховного Суда РФ – от 29 мая 2018 года № 15 и от 23 декабря 2021 года № 45, определяющие признаки трудовых отношений.

Всего Минтруд предлагает перечень из пяти критериев:

  1. Работа во вредных или опасных условиях труда, с высоким риском получения производственных травм или профессиональных заболеваний.
  2. Работы, к которым предъявляются повышенные требования охраны труда (инструктаж на рабочем месте, стажировка на рабочем месте, получение наряда-допуска).
  3. Работы по лицензируемым видам деятельности или требующие аккредитации, сертификации, освидетельствования, специального допуска (кроме педагогических работников).
  4. Работы, дающие право на льготное пенсионное обеспечение, дополнительный отпуск и сокращённый рабочий день, а также те, к которым предъявляются требования квалификационных справочников или профессиональных стандартов.
  5. Работы в сфере образования при непосредственном взаимодействии с несовершеннолетними.

Представители работодателей ожидаемо восприняли инициативы ведомства крайне негативно. Нормы были названы «избыточными», а также «лишающими рынок труда Российской Федерации гибкости», поскольку заставят заключать трудовой договор. Профсоюзная сторона, напротив, как следует из отзыва ФНПР, считает, что инициативу ведомства необходимо не только поддержать, но и дополнить новыми критериями. Без этого, уверены в объединении работников, работодатели продолжат «злоупотреблять использованием гражданско-правовых договоров вместо трудовых».

Впрочем, в обзорах кадровых агентств и без того отмечается стремление работодателей максимально уйти от официальных трудовых отношений. Тем более, что российское законодательство предоставляет для этого широкий спектр возможностей: это и срочные трудовые договоры, и так называемая проектная занятость, и принуждение сотрудников к оформлению ИП или самозанятости, и вывод кадров за штат на аутсорс. Или вообще пользуются трудом нелегалов, предпочитая «договариваться» с миграционными службами и трудовыми инспекциями. Фактически работнику, если речь не идёт о госсекторе, бюджетных организациях или крупных госкорпорациях, крайне тяжело попасть в официальный штат компании.

Со своей стороны, работодатели справедливо указывают, что главным препятствием для закрепления трудовых отношений являются не столько требования охраны труда и социального обеспечения, сколько действующая система налогообложения. Ведь для того, чтобы выплатить заработную плату работнику, работодатель вначале должен перечислить 30% от этой суммы во внебюджетные фонды, а затем ещё 13% выплатить в качестве НДФЛ. Таким образом, до самих сотрудников от общего объёма ФОТ доходит не такая уж и большая часть.

Было бы, наверное, куда разумнее Минтруду, если уж так хочется одолеть теневую занятость, стоило бы для начала подумать над налоговым бременем оплаты труда. Хотя бы для малых и средних предприятий.