Профсообщество хочет понять, каким образом будет действовать идущий вразрез со всеми нормами закона карательный механизм для проектировщиков и изыскателей
Российское проектное и изыскательское сообщество пытается осмыслить «антикризисное» предложение Минстроя России о том, чтобы исключать проектные и изыскательские компании из саморегулируемых организаций во внесудебном порядке и без всякого нарушения градостроительных норм.
Речь идёт о письме № 11233-ИФ/08 от 18 марта 2022 года, которое главное строительное ведомство направило в ФАУ «Главгосэкспертиза», НОПРИЗ и НОСТРОЙ. В нём говорится о мерах, которые необходимо принять «в условиях сложившейся обстановки» в целях недопущения срыва сроков реализации инвестиционных проектов, приоритетной задачей которых является профессиональное и квалифицированное осуществление архитектурно-строительного проектирования и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Минстрой напоминает, что в целях стабилизации ситуации, в том числе, в строительной отрасли принят Федеральный закон от 8 марта 2022 года № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», положениями которого Правительство РФ наделяется в 2022 году правом установить, в том числе, особенности проведения государственной экспертизы проектной документации.
В развитие указанных положений министерство готовит проект постановления Правительства, в соответствии с которым предлагается предусмотреть возможность по заявлению застройщика, технического заказчика или лица, обеспечившего выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, неоднократно продлевать сроки проведения государственной экспертизы проектной документации. Это же распространяется на результаты инженерных изысканий в отношении проектной документации и результаты инженерных изысканий, представленных для проведения государственной экспертизы до 31 декабря 2022 года.
Вроде бы, здравое предложение. Однако Минстрой продолжает свою мысль в интересном направлении. В этой связи необходимо организациям, осуществляющим архитектурно-строительное проектирование, при подготовке проектной документации безусловно соблюдать требования технических регламентов, национальных стандартов и сводов правил, минимизировать количество ошибок, а также выполнять свою работу своевременно и качественно. С этим тоже вряд ли кто-то будет спорить. Но какими методами чиновники планируют повысить качество?
Во-первых, профильным заместителям высших должностных лиц субъектов Российской Федерации поручить взять под личный контроль качество подготовки проектной документации в целях недопущения неконтролируемого продления сроков проведения государственной экспертизы проектной документации.
Во-вторых, ФАУ «Главгосэкспертиза России» отныне обязана при выявлении в проектной документации существенных нарушений вышеперечисленных требований (в том числе, в части состава исходно-разрешительной документации), оказывающих значительное негативное влияние на сроки проведения государственной экспертизы, вести перечень организаций, подготовивших проектную документацию с нарушением указанных требований и о выявленных нарушениях информировать Минстрой России на ежемесячной основе. В том числе, информация будет собираться на основе представлений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными им государственными (бюджетными или автономными) учреждениям.
И, наконец, третье. При выявлении указанных выше организаций, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, на заседаниях президиума (штаба) правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации будет рассматриваться вопрос об таких организаций исключении из членов СРО, в которых они состоят.
Таким образом, Главгосэкспертиза и заказчики отныне наделяются карательными функциями. Достаточно будет в негативном свете представить деятельность проектной или изыскательской организации, найти ошибки в документации (а они будут всегда, выполнить работу в идеальном соответствии со всеми требованиями российской, крайне противоречивой нормативно-технической документации просто невозможно). А дальше – письмо в Минстрой и лишение членства в СРО. А значит – полная блокировка нежелательной фирмы на российском рынке. Нетрудно догадаться, что такой механизм создаст крайне благоприятные условия для злоупотреблений чиновников, породит коррупционные схемы и превратится в удобный метод борьбы с конкурентами.
Требования Минстроя вызвало недоумение не только у профессионального сообщества, но и у юристов. Правоведы указывают на статью 49 Градостроительного кодекса РФ, посвящённой экспертизе проектной документации, в которой, в частности, сказано, что:
Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 настоящего Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьёй в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Таким образом, по смыслу части 1 статьи 49 ГрК РФ следует понимать, что обеспечение подготовки проектной документации законодатель возложил не на проектную организацию, а однозначно на заказчика: «Застройщик… или лицо, обеспечившее … подготовку проектной документации…».
Дальнейшие трактовки градостроительного законодательства показывают, что несогласие с заключением экспертизы может быть как по результатам положительного, так и по результатам отрицательного заключения. Также в данной части нет запрета в отношении проектировщика о возможности с его стороны обжаловать заключение экспертизы в экспертной комиссии Минстроя России.
Поэтому каким образом будет действовать идущий вразрез со всеми нормами закона механизм «внесудебной расправы» над проектировщиками и изыскателями, непонятно. Равно как не ясно, на основании чего будет работать упомянутый штаб правительственной комиссии и насколько его решения могут противоречить требованиям российского законодательства, утверждённым в «мирное время».
На ум невольно приходят неприятные ассоциации с военно-полевыми судами и революционными тройками…
Письмо министра строительства и ЖКХ РФ И. Э. Файзуллина № 11233-ИФ/08 от 18 марта 2022 года