Внутридомовой транспорт ждёт помощи

0
119

Эксперты надеются, что программа рассрочки увеличит объёмы обновления лифтового оборудования и сократит сроки ожидания замены подъёмников

Внутридомовой транспорт ждёт помощи

Российское Правительство готовится вложить крупные средства в масштабный проект по замене лифтов в многоэтажках. Проект реализует комиссия по вопросам лифтового хозяйства при Минстрое России при поддержке ведомства. Механизм предлагается следующий – лифт можно будет заменить с оплатой в рассрочку за половину стоимости.

Льготой смогут воспользоваться жители домов, собирающие деньги на капремонт на свои спецсчета. Дело это насколько необходимое для обеспечения безопасности, настолько и недешёвое. Замена одного лифта в среднем стоит 3,1 миллиона рублей. При этом только в домах со спецсчетами 32 тысячи лифтов выработали свой ресурс. К 2025 году вступят в силу новые нормы, согласно которым подъёмники придётся отключить, если не удастся их заменить.

И если для спортивно сложенных молодых людей эта ситуация не столь уж и критична, то для стариков, семей с детьми, больных и инвалидов остановка лифта станет катастрофой. Не говоря уже о том, в какую копеечку обойдётся, например, переезд и новоселье.

С учётом заявленных критериев, количество участников получается весьма ограниченным.

На спецсчетах собираются деньги только конкретного дома, в отличие от общих котлов региональных операторов ФКР, куда стекаются взносы жильцов многоэтажек всего субъекта. Такие счета позволяют применять индивидуальный подход к обновлению дома, но зачастую не получается накопить достаточную сумму на замену лифтов. Сегодня, по словам министерских экспертов, в стране примерно каждый десятый дом использует такую процедуру.

Способов привлечь дополнительное финансирование сегодня мало. Поэтому и потребовалась система, при которой станет возможна замена лифта, срок службы которого истёк, в максимально короткие сроки и независимо от того, удалось собственникам накопить необходимую сумму или нет.

Не вполне понятно, кто будет принимать решение о замене лифта, обращаться за субсидией и заниматься всеми организационными вопросами. Видимо, в главном строительном ведомстве считают, что раз уж жильцы проявили достаточную активность, чтобы сформировать собственный счёт для капремонта, отказавшись от услуг ФКР, то и замену лифта как-нибудь осилят. Пока сообщают, что для получения льготы, жителям многоэтажек, выбравшим для взносов на капремонт специальный счёт, можно будет обратиться напрямую к производителям.

Реализация предложенной инициативы будет полезна и гражданам, и отечественным производителям, приводят «Известия» мнение экспертов Минстроя. Заводы смогут поставить на рынок достаточно большой объём продукции, что увеличит занятость в сфере и позволит развивать российское производство лифтов, пояснили в министерстве.

Программа рассрочки должна увеличить объёмы обновления лифтового оборудования и сократит сроки ожидания замены подъёмников, что сделает жизнь жильцов комфортнее. А производители смогут загрузить производственные мощности и, возможно даже снизить себестоимость за счёт массового заказа.

Как отметили в Ассоциации региональных операторов капитального ремонта (АРОРК), в числе основных проблем замены лифтов в жилых домах в стране – потребность в немалом количестве подъёмников в короткие сроки. Сейчас перед отраслью стоит задача заменить более 93-х тысяч лифтов до 2025 года, то есть необходимо повысить темпы таких работ более, чем втрое, добавили в Ассоциации.

Поскольку в России нет официальной статистики о том, какое количество лифтов сейчас эксплуатируется в жилых домах страны, то остаётся руководствоваться только оценочными цифрами. Так, в 2012 году, по последней официальной информации, в нашей стране эксплуатировалось 535 тысяч лифтов. На сегодняшний день, по экспертным оценкам, количество лифтов в России превышает уже 600 тысяч единиц.

По оценке профильных ведомств, для замены отслуживших лифтов потребуется сумма порядка 300 миллиардов рублей. И если домам с гиперактивными жильцами, которые предпочитают вести собственный спецсчёт и следить за собранными деньгами, государство поможет, то остальным остаётся только уповать на милость ФКР.

Другой важной проблемой остаётся отсутствие государственного надзора за лифтовым хозяйством. По мнению представителей Минстроя, на основании постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 401 «О федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», вопросы контроля за безопасностью лифтов относятся к компетенции Ростехнадзора. Но в РТН указывают на то, что со вступлением в силу Федерального закона № 170-ФЗ контроль за соблюдением требований технических регламентов исключён как вид государственного контроля, в связи с чем с 1 июля 2021 года из плана проверок этого надзорного ведомства были исключены все проверки организаций, эксплуатирующих подъёмные устройства, по тем же причинам прекращено дальнейшее планирование таких проверок.