ВП-150 «Вятка» в СССР: легендарный мотороллер на основе итальянской модели Vespa

0
238

Вятка ВП-150, выпускавшийся в СССР с 1957 по 1966 год, – копия лучшего мотороллера всех времен — итальянского Vespa GS150. По официальным данным, в Советском Союзе было почти 300 тысяч «Вяток».

Vespa начал выпускаться концерном Piaggio с апреля 1946 года и производится до сих пор. Является родоначальником европейской конструкторской школы мотороллеров и первым успешным скутером в мире.  В 1950-е годы, особенно после выхода на экраны культового фильма «Римские каникулы», в европейских странах началась мода на новое транспортное средство — мотороллер. Всего в мире выпущено порядка 19 млн мотороллеров Vespa.

Лицензии на производство «Веспы» купили многие заводы: английский «Douglas», немецкий «Hoffmann», американский «Allstate», испанский «MOTO VESPA» и французский «Volose-leke». В СССР на производственных мощностях Вятско-Полянского машиностроительного завода в 1957 году был выпущен мотороллер ВП-150 «Вятка» — точная копия мотороллера Vespa. Лицензия на него не приобреталась. До «Вятки» завод выпускал легендарные ППШ – пистолеты-пулеметы Шпагина.

Производство мотороллеров быстро росло, и в 1961 году уже была собрана 100-тысячная «Вятка». В декабре 1965 года была собрана первая партия новых мотороллеров В-150М — полностью переработанный мотороллер, усовершенствованный вариант которого (1974 год) получил название «Электрон». Весь 1966 год обе модели выпускались параллельно, а в конце 1966 года «Вятка» ВП-150 была снята с производства, хотя в начале 1967 года на заводе ещё продолжался выпуск единичных мотороллеров из имевшихся запчастей.

«Вятка» была довольно тихой — уровень шума составлял 80 дБ. Довольно простая, она не требовала сложных регулировок и могла работать на низкооктановом бензине А-66.

От «Веспы» «Вятка» отличалась незначительно: надпись на шильдике, крепившемся на щите мотороллера; размер центральной части руля и посадочный размер фары у «Вятки» больше (крупнее); советский спидометр был круглым, на «Веспе» — овальным; замок зажигания у «Вятки» располагался отдельным прибором на руле, а у «Веспы» спрятан в корпус фары; «Вятка» была несколько крупнее и тяжелее, металл облицовки у неё толще; у «Вятки» всего три передачи, у «Веспы» — четыре.