Ключевые планы по дорожному строительству и развитию транспортной инфраструктуры в России. Часть вторая
В первой части нашего обзора мы рассказали об основных направлениях развития строительного рынка России в наступившем году. Сегодня предлагаем обсудить важнейшую составную часть отрасли.
Ежегодно транспортная инфраструктура нашей огромной страны требует обновления и расширения, а потому и количество амбициозных целей в сфере дорожного строительства всегда велико. В наступившем 2023-м основными направления в данном сегменте станут: восток (разработка трассы М-12), юг (магистраль Симферополь – Ростов-на-Дону), столица (масштабирование транспортной системы Москвы).
Восток
Одно из самых масштабных мероприятий, запланированных на 2023 год в сфере дорожного строительства, это дальнейшая разработка и расширение трассы М-12. Ещё в 2021 году магистраль, которая изначально должна была связать Москву и Казань, решено было продлить до Челябинска. Теперь же строители решили растянуть дорогу до самого Владивостока, сделав её основной частью коридора «Европа – Западный Китай».
Для этого будут рассмотрены возможности выхода через Челябинск и Омск на границу с Казахстаном, через Горно-Алтайск на границу с Монголией, через Читу на границу с Китаем, а также через Владивосток на границу с Китаем и Северной Кореей. Таким образом, общая протяжённость трассы составит 12 тысяч километров.
Столь внушительное продление М-12, в числе прочего, связано и с перестройкой логистических цепочек, которая произошла в 2022 году в результате введения санкций и разрыва партнёрских отношений со многими европейскими брендами. Российские компании сегодня переориентируются на азиатские рынки и поиск партнёров на Востоке, а потому и обеспечение комфортного транзита в данном регионе становится более актуальным. Схожее мнение выражает и заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин:
Если мы раньше смотрели маршрут Европа – Западный Китай, то теперь смотрим маршрут Россия – Китай. То есть теперь наша основная задача наполнить Россию грузами, как в нашу сторону, так и от нас, вести транзит на Китай и на азиатские рынки.
Юг
Другой инфраструктурный проект, обсуждение которого ведется довольно активно, касается строительства скоростной дороги, призванной соединить Симферополь и Ростов-на-Дону. Такую магистраль предлагается проложить через недавно освобождённый «сухопутный коридор» на Донбассе. Дорога может разгрузить движение на Крымском мосту, обеспечит менее уязвимое сухопутное сообщение, а также будет способствовать экономической интеграции новых территорий и развитию туризма в регионе.
Изначально инициативу прокладки четырёхполосной автомагистрали предложил временно исполняющий обязанности губернатора Запорожской области Евгений Балицкий. Идея была поддержана Президентом России Владимиром Путиным.
Строить новую дорогу будут по аналогии с федеральной трассой «Таврида», открытой в 2020 году по маршруту Керчь – Симферополь – Севастополь. Строители оттолкнуться от недавно построенной дороги из Мелитополя в Бердянск и начнут масштабные работы по прокладке новой магистрали уже в текущем месяце. Магистраль, вероятно, пройдёт из Ростовской области через южную часть Донецкой народной республики, Запорожскую и Херсонскую области, через Перекопский перешеек в Крым.
В настоящий момент в регионе уже повсеместно проходят оперативные мероприятия по восстановлению транспортных связей. Так, в круглосуточном режиме рабочие ремонтируют дороги, связывающие Запорожье с Крымом и ДНР, Мелитополь с Херсоном и другие пути.
Вместе с тем, некоторые специалисты высказывают опасения по поводу запуска столь масштабного проекта недалеко от места военных действий. Нестабильное положение в регионе может стать причиной прямых угроз строительному процессу, а сроки сдачи проекта, таким образом, могут быть сорваны. Тем не менее, стратегическое и экономическое значение новой трассы, кажется, перевешивает все потенциальные риски, а потому её строительство – вопрос, по сути, решённый.
Столица
Если говорить о крупных проектах 2023 года по развитию транспортной инфраструктуры в городах, можно точно сказать, что самые существенные изменения затронут Москву. Столичные автовладельцы и пользователи общественного транспорта ощутят на себе грядущее масштабирование городской дорожной системы.
В первую очередь, в самом начале года окончательно завершится реализация крупнейшего транспортного проекта за всю историю столицы – будет открыта и полноценно запущена Новая кольцевая линия метро. Число её станций составит 31, а общая протяжённость превысит 70 километров, тем самым будет побит рекорд, и Новое Московское Кольцо станет самой длинной кольцевой подземной линией метро в мире.
Вдобавок в наступившем году подойдёт к завершению и строительство Московского скоростного диаметра, ещё одной громадной артерии, которая объединяет Северо-Восточную и Юго-Восточную хорды Москвы. Надо сказать, что, несмотря на трудности, строителям удастся сдать проект с опережением сроков (ранее окончание работ было намечено на 2024 год).
Наконец, продолжится развитие и реконструкция железнодорожных путей в Москве и Подмосковье. В рамках реализации этой инициативы, транспортная система города пополнится ещё двумя новыми центральными диаметрами (МЦД-3 и МЦД-4), и ещё больше жителей Москвы и области получат возможность быстрее добираться до места назначения, не прибегая к многочисленным пересадкам.
По словам заместителя мэра столицы по вопросам строительства Андрея Бочкарёва, запуск данных транспортных систем благоприятно отразится и на строительном рынке, так как подстегнёт процесс застройки прилегающих территорий.
В полуторакилометровой зоне влияния станций может быть построено 13,3 миллиона квадратных метров жилья, а также 10,1 миллиона квадратных метров нежилой недвижимости.