Выше – на 30.000.000 рублей

0
118

Первая ступенька СРО может стать для российских строительных компаний немного шире, причём без увеличения взносов, если госдумцы одобрят внесение изменений в ГрК РФ

Выше – на 30.000.000 рублей

Депутаты Государственной Думы могут на днях принять проект федерального закона «О внесении изменений в статью 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации», который, в том числе, касается поддержки членов саморегулируемых организаций и гарантированной достройки объектов, за которые такие компании взялись. Инициативу предложили парламентарии Николай Алексеенко и Сергей Неверов. Документ уже успел пройти изрядное количество внутренних инстанций, включая предварительное рассмотрение на профильном комитете, согласование на уровне Правительства РФ и даже первое чтение.

Разработчики документа предлагают повысить предельные значения первого уровня ответственности с 60-ти миллионов до 90 миллионов рублей, без увеличения размера взносов членов СРО в компенсационные фонды. Это позволит участвовать подрядчикам в реализации проектов соответствующего масштаба без дополнительных взносов в компфонды, в которых и так уже аккумулировано достаточное количество средств.

Как отметил в своём Телеграм-канале председатель комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов, цены на стройматериалы выросли, средняя стоимость контрактов также существенно увеличилась. Если в 2018 году средняя стоимость госконтрактов на выполнение строительных работ, заключённых конкурентными способами, составляла 26,6 миллиона рублей, то в 2022-ом она выросла более, чем в два раза – до 58-ми миллионов.

В пояснительной записке к проекту закона отмечается, что, по данным Росстата, в период с 2018 года по сентябрь 2022-го стоимость строительных материалов увеличилась более, чем на 50% (по соответствующей группе в расчёте индексов потребительских цен на отдельные группы непродовольственных товаров), что повлекло за собой увеличение за данный период размеров обязательств по контрактам с аналогичным составом работ.

К примеру, себестоимость аналогичных проектов детского сада на 99 мест в Белгороде в 2018 году составляла 151,5 миллиона рублей, в 2022-ом – 223,6 миллиона (+48%). Общая статистика заключения конкурентными способами государственных контрактов на выполнение строительных работ (в соответствии с Федеральным закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ) демонстрирует аналогичную динамику.

В итоге комитет поддержал проект закона и рекомендовал коллегам-думцам принять его во втором чтении.

Отметим, что в первой версии документа предполагалось повышение предельных обязательств на 50% для всех уровней ответственности членов СРО, а для первого уровня – и вовсе в два раза. Однако вмешалось Правительство и сочло, что устраивать такой режим максимального благоприятствования для крупных строительных фирм было бы преждевременно, рекомендовав ограничиться изменениями только в первый уровень.

В служебной записке за подписью руководителя аппарата Правительства РФ Дмитрия Григоренко отмечается, что законопроектом предлагается повысить значение данного показателя для первого уровня ответственности с 60-ти миллионов рублей до 120-ти миллионов, однако не учитывается, что рост стоимости строительных материалов в период с 2016-го по 2023-й составил в среднем 150%.

В связи с этим предложен «более целесообразный» вариант пропорционального увеличения размера обязательств, предусмотренного для первого уровня ответственности члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, до 90 миллионов рублей.

Кроме того, правительственные эксперты сочли, что увеличение размера обязательств, предусмотренного для уровней ответственности членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, представляется необоснованным, так как рост стоимости строительных материалов не влияет на стоимость проектирования объектов капитального строительства.

Также чиновники попеняли законотворцам на низкое качество подготовки их инициативы, заметив, что пояснительная записка к законопроекту не содержит детальных расчётов, прогнозов социально-экономических, финансовых и иных последствий принятия федерального закона, а также статистической и аналитической информации, позволяющей сделать вывод о необходимости внесения предлагаемых изменений.

Тем не менее, работа Николая Алексеенко и Сергея Неверова вполне может окончиться положительным результатом и облегчить жизнь малых строительных фирм, повысив первый уровень ответственности до 90 миллионов рублей. Предварительно законопроект во втором чтении будет рассмотрен уже на этой неделе – 20 июля.