У СРО отнимут любимую «игрушку»

0
180

Централизация власти в системе строительного саморегулирования продолжается

У СРО отнимут любимую «игрушку»

Ранее отдельные эксперты портала За-Строй.РФ и активные участники его форума неоднократно высказывались о грядущей глобальной реформе саморегулирования.

Это и перспективы объединения НОПРИЗ с НОСТРОЙ. Это и предсказания отъёма компенсационных фондов с передачей их в различные финансовые структуры типа «Дом.РФ». Это и переход саморегулирования с юридических лиц и ИП на саморегулирование профессиональной деятельности инженера, как физического лица…

Прогнозов вероятных, обоснованных и не очень, конечно, много. Но точно ясно одно: грядёт эпоха глобальных перемен, и совсем скоро мир СРО уже не будет, как прежде.

Одной из предвестниц для таких пессимистичных выводов стала грядущая отмена реестров членов СРО, а точнее, окончательная и полная передача полномочий по ведению реестров членов СРО в НОПРИЗ и НОСТРОЙ, соответственно, на базе Единых реестров сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах.

Напомним, что до настоящего момента в спорных ситуациях предпочтение в правоприменительной практике отдавалось, прежде всего, реестру членов СРО, а не Единому реестру членов СРО двух Национальных объединений. Данный подход, в качестве верного, подтверждался и многочисленными разъяснениями Минстроя России, и судами. Так, при рассмотрении споров и расхождении реестровых сведений достоверными считались именно реестры членов СРО, а не реестры НОПРИЗ и НОСТРОЙ.

В любом случае в своём реестре членов саморегулируемая организация могла с определённой долей свободы и независимости оперативно отражать объективные данные в отношении членов, не особо заботясь о последующих выгрузках информации в Национальное объединение и прохождении верификации данных. Спорные моменты можно было улаживать с сотрудниками НОПРИЗ или НОСТРОЙ по несколько дней, в то время, как член уже сразу получал от СРО нужную ему для работы выписку из реестра членов и мог решать свои задачи, не заботясь о проблемах взаимодействия своей СРО и соответствующего Национального объединения.

И вот скоро система должна радикально измениться. Что же СРО и их членов ждет с 1 сентября текущего года в указанной части?

Так, в Минстрой России обратились обеспокоенные саморегуляторы со следующим запросом.

С 1 сентября 2022 года согласно Федеральному закону от 30.12.2021 № 447-ФЗ статья 55.17 Градостроительного кодекса РФ изложена в новой редакции.

Означает ли это, что реестры членов СРО утрачивают свою юридическую значимость и самостоятельность, а также заменяются на Единый реестр сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах?

Вправе ли СРО после 1 сентября 2022 года продолжить вести свой реестр членов СРО согласно статьям 7 и 7.1 Федерального закона «О саморегулируемых организациях»?

Будет ли иметь такой реестр членов СРО и выписки из него юридическую силу с 1 сентября 2022 года?

Забегая немного вперёд, скажем, что при подаче запроса у саморегуляторов ещё теплилась надежда на то, что Федеральный закон от 30 декабря 2021 года № 447-ФЗ хоть и вводит Единый реестр сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, но не запрещает СРО параллельно вести свои собственные реестры членов и не означает упразднения самостоятельности и значимости реестров членов самой СРО.

Но, увы, чуда не произошло. Ответ Минстроя России на запрос (копии есть в распоряжении редакции) был на этот раз достаточно прямой и недвусмысленный.

…Согласно части 8 статьи 7.1 Федерального закона № 31, дополнительные требования к составу сведений, включаемых в реестры членов саморегулируемых организаций, образованных в соответствии с федеральными законами, предусматривающими случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях, и порядок ведения такими саморегулируемыми организациями этих реестров и размещения содержащейся в них информации на официальном сайте могут устанавливаться федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В этой связи пунктом 11 статьи 1 и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 30 декабря 2021 г. № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 447) с 1 сентября 2022 г. вводится функция Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, по ведению Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах (далее – Единый реестр) и предоставлению по запросам заинтересованных лиц сведений из Единого реестра.

Одновременно устанавливается обязанность саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее – саморегулируемая организация) вести реестр членов саморегулируемых организаций только в составе Единого реестра (пункт 9 статьи 1 Федерального закона № 447-ФЗ) и отменяется предоставление выписок из реестра членов саморегулируемых организаций.

Таким образом, по мнению Минстроя России, выраженному заместителем директора правового департамента Татьяной Барминой, с 1 сентября 2022 года юридическое значение будут иметь ТОЛЬКО сведения, содержащиеся в Едином реестре НОПРИЗ или НОСТРОЙ.