За спрос не бьют в нос

0
124

Как выяснили специалисты НОТИМ, главные вопросы цифровизации мало интересуют строителей и проектировщиков

За спрос не бьют в нос

За спрос не бьют в нос –

поговорка, которая означает, что

за обращение с вопросом не наказывают.

Словарь народной фразеологии.

 

Национальное объединение организаций в сфере технологий информационного моделирования провело любопытный опрос в своём Телеграм-канале. В рейтинговании приняли участие более двух сотен человек, среди которых было немало представителей строительства и проектирования. Респондентам предлагалось выбрать самый интересный и острый вопрос по теме цифровизации. Отметить можно было только один вариант. Как обещают в НОТИМ, в дальнейшем вопросы будут переадресованы профильным заместителям министров из двух федеральных ведомств – Минстроя и Минцифры.

Самым популярным вариантом, который сочла приоритетным почти половина респондентов, стал вопрос «Какова судьба разработки Классификатора строительной информации?». За него проголосовали 43% участников.

На втором месте оказалась тема, связанная с применением xml-схем, а именно – «Будет ли предоставлен бесплатный сервис по формированию ПЗ в форме xml для всех участников рынка?». Этот вопрос интересует 27% голосовавших.

Примерно такое же количество заинтересованных в третьем вопросе: «Каковы меры господдержки проектировщиков при переходе на ТИМ?». Про эту тему хотели бы узнать подробнее 26% участников. Хотя, казалось бы, стоило ожидать, что именно обсуждение перспектив господдержки должно было стать первым по популярности.

Далее вопросы распределились так, в порядке убывания голосов:

  • Почему ни в одной из принятых «дорожных карт» не фигурирует связки смет + ТИМ? – 20%.
  • Каковы основные положения переходного периода на обязательный ТИМ для заказчиков-застройщиков? – 14%.
  • Будут ли разработаны рекомендации по выбору ПО для ТИМ с учётом региональных особенностей? – 9%.
  • Закреплять ли в госконтрактах отказ от «бумаги» и обязательный электронный документооборот? – 8%.
  • Что делает Минстрой для унификации требований экспертиз и стройнадзора на территории Российской Федерации? – 8%.
  • Как быстро с момента публикации новой схемы XML на сайте Минстроя России она вступит в действие? – 6%.
  • Когда вступит в силу регламент работы «цифрового» госстройнадзора? – 6%.
  • Должно ли быть закреплено наличие у госзаказчика серверов для возможности работы в СОД? – 3%.
  • Должна ли проходить процедура выбора ПО СОД при госзакупках в рамках 44-ФЗ или это свободный выбор? – 2%

При этом пресс-служба НОТИМ с нотками горечи отмечает, что вопросы формирования среды общих данных «пока практически никого не волнуют». Причина этого, по мнению экспертов Нацобъединения, может состоять в том, что сейчас ТИМ концентрируется на этапе проектирования.

Остаётся добавить, что опросы общественного мнения становятся интересным и востребованным инструментом НОТИМ, хотя пока и захватывают весьма скромную аудиторию. Так, в июле сего года Нацобъединение совместно с МГСУ провело исследование проблем внедрения технологий информационного моделирования в инвестиционно-строительных проектах российских компаний.

Препятствиями внутреннего характера участники опроса назвали следующие (по убыванию значимости):

  • отсутствие квалифицированных кадров;
  • большие финансовые расходы на приобретение оборудования и программного обеспечения;
  • сложность самостоятельного внедрения и высокая стоимость услуг консультантов;
  • отсутствие требований инвесторов и заказчиков (при участии в тендерах);
  • сопротивление со стороны сотрудников, сопротивление со стороны собственников и менеджмента.

Препятствиями внешнего характера, опять же по мнению опрошенных, являются (по убыванию значимости):

  • дефицит квалифицированных кадров на рынке труда;
  • неподготовленность заказчиков, инвесторов и других контрагентов взаимодействовать с использованием информационной модели;
  • высокая стоимость внедрения;
  • недостатки системы государственных стандартов;
  • недостатки нормативной базы;
  • сложности в прохождении экспертизы;
  • недостатки представленного на рынке программного обеспечения.

В целом препятствия внешнего характера были оценены респондентами как более существенные.