Как выяснили специалисты НОТИМ, главные вопросы цифровизации мало интересуют строителей и проектировщиков
За спрос не бьют в нос –
поговорка, которая означает, что
за обращение с вопросом не наказывают.
Словарь народной фразеологии.
Национальное объединение организаций в сфере технологий информационного моделирования провело любопытный опрос в своём Телеграм-канале. В рейтинговании приняли участие более двух сотен человек, среди которых было немало представителей строительства и проектирования. Респондентам предлагалось выбрать самый интересный и острый вопрос по теме цифровизации. Отметить можно было только один вариант. Как обещают в НОТИМ, в дальнейшем вопросы будут переадресованы профильным заместителям министров из двух федеральных ведомств – Минстроя и Минцифры.
Самым популярным вариантом, который сочла приоритетным почти половина респондентов, стал вопрос «Какова судьба разработки Классификатора строительной информации?». За него проголосовали 43% участников.
На втором месте оказалась тема, связанная с применением xml-схем, а именно – «Будет ли предоставлен бесплатный сервис по формированию ПЗ в форме xml для всех участников рынка?». Этот вопрос интересует 27% голосовавших.
Примерно такое же количество заинтересованных в третьем вопросе: «Каковы меры господдержки проектировщиков при переходе на ТИМ?». Про эту тему хотели бы узнать подробнее 26% участников. Хотя, казалось бы, стоило ожидать, что именно обсуждение перспектив господдержки должно было стать первым по популярности.
Далее вопросы распределились так, в порядке убывания голосов:
- Почему ни в одной из принятых «дорожных карт» не фигурирует связки смет + ТИМ? – 20%.
- Каковы основные положения переходного периода на обязательный ТИМ для заказчиков-застройщиков? – 14%.
- Будут ли разработаны рекомендации по выбору ПО для ТИМ с учётом региональных особенностей? – 9%.
- Закреплять ли в госконтрактах отказ от «бумаги» и обязательный электронный документооборот? – 8%.
- Что делает Минстрой для унификации требований экспертиз и стройнадзора на территории Российской Федерации? – 8%.
- Как быстро с момента публикации новой схемы XML на сайте Минстроя России она вступит в действие? – 6%.
- Когда вступит в силу регламент работы «цифрового» госстройнадзора? – 6%.
- Должно ли быть закреплено наличие у госзаказчика серверов для возможности работы в СОД? – 3%.
- Должна ли проходить процедура выбора ПО СОД при госзакупках в рамках 44-ФЗ или это свободный выбор? – 2%
При этом пресс-служба НОТИМ с нотками горечи отмечает, что вопросы формирования среды общих данных «пока практически никого не волнуют». Причина этого, по мнению экспертов Нацобъединения, может состоять в том, что сейчас ТИМ концентрируется на этапе проектирования.
Остаётся добавить, что опросы общественного мнения становятся интересным и востребованным инструментом НОТИМ, хотя пока и захватывают весьма скромную аудиторию. Так, в июле сего года Нацобъединение совместно с МГСУ провело исследование проблем внедрения технологий информационного моделирования в инвестиционно-строительных проектах российских компаний.
Препятствиями внутреннего характера участники опроса назвали следующие (по убыванию значимости):
- отсутствие квалифицированных кадров;
- большие финансовые расходы на приобретение оборудования и программного обеспечения;
- сложность самостоятельного внедрения и высокая стоимость услуг консультантов;
- отсутствие требований инвесторов и заказчиков (при участии в тендерах);
- сопротивление со стороны сотрудников, сопротивление со стороны собственников и менеджмента.
Препятствиями внешнего характера, опять же по мнению опрошенных, являются (по убыванию значимости):
- дефицит квалифицированных кадров на рынке труда;
- неподготовленность заказчиков, инвесторов и других контрагентов взаимодействовать с использованием информационной модели;
- высокая стоимость внедрения;
- недостатки системы государственных стандартов;
- недостатки нормативной базы;
- сложности в прохождении экспертизы;
- недостатки представленного на рынке программного обеспечения.
В целом препятствия внешнего характера были оценены респондентами как более существенные.