ФАС уже не первый год бьёт тревогу из-за развития в сфере госзакупок «профессиональных жалобщиков», среди которых тамбовский предприниматель явный рекордсмен
Если бы проводились чемпионаты по жалобам, то индивидуальный предприниматель из Тамбова, с типичным для этого города именем Захиджон Тожибаев, мог бы смело претендовать на одно из призовых мест. Последние несколько месяцев бизнесмен, не щадя живота своего, массово подаёт жалобы на госзакупки. Только с февраля по май сего года общее количество заявлений в различные инстанции перевалило за тысячу единиц! При этом, как ни странно, далеко не всегда господин Тожибаев является заинтересованной стороной, которую решения конкурсных комиссий каким-то образом ущемляет.
Например, так случилось с попыткой оспорить объявленные торги на реконструкцию местной филармонии. В мае Министерство градостроительства и архитектуры Тамбовской области объявило закупку на реконструкцию здания концертного зала в региональной столице на сумму больше 384.000.000 рублей.
ИП Тожибаев обжаловал установленный заказчиком порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в части требований к минимальной стоимости контрактов (договоров), подтверждающих наличие опыта выполнения работ у участника закупки.
Однако Тамбовское УФАС России не нашло в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе. Совокупность требований к участникам закупки, установленных заказчиком в извещении конкурса, не нарушает нормы законодательства о контрактной системе. Жалоба была признана необоснованной. Требование о приостановке закупки снято, препятствия для проведения реконструкции тамбовской филармонии отсутствуют.
При этом, как сообщает антимонопольное ведомство, сам данный индивидуальный предприниматель не смог бы претендовать на заключение контракта, так как он не является членом саморегулируемых организаций в области строительства. Помимо этого, у него отсутствует опыт исполнения строительных контрактов.
Невольно приходит на ум знакомый всем компьютерщикам термин DDOS-атака, когда работа сервера блокируется из-за огромного количества бессмысленных запросов.
Сами представители ФАС уже не первый год бьют тревогу из-за развития в сфере госзакупок «профессиональных жалобщиков». Стало уже привычным явлением, когда с использованием специально созданных аффилированных структур конкуренты блокируют результаты торгов. Как правило, жалобщики специализируются на решениях ФАС, то есть, регулярно отслеживают административную практику. При этом «профессиональные жалобщики» не имеют никакого намерения фактически участвовать в самой закупке, более того, исполнение ими договорных обязательств потенциально невозможно в связи с отсутствием необходимых ресурсов. Суть жалоб обычно сводится к обжалованию положений закупочной документации.
Люди, специализирующиеся на такой деятельности, обычно достаточно подкованы юридически, прекрасно знают о пробелах и противоречиях в законодательстве. Тем более, что сейчас российские законы допускают обжалование положений закупочной документации лицом, не участвующим в данной закупке. Предоставляя такую возможность, законодатель, вероятно, исходил из принципов добросовестного поведения участников рынка и имел целью избежать ситуации, когда заказчиком установлены неправомерные требования, не позволяющие добросовестному участнику подавать заявку на участие в закупке.
Цели, которые преследуют «профессиональные жалобщики», обычно далеки от альтруистических. Речь, как правило, идёт о давлении на заказчика или конкретного подрядчика, с целью получить определённую выгоду для себя или обеспечить определение победителем того, ради которого всё и затевалось. Фактически обжалуемая закупка превращается в предмет для торга.
Так, тщательному анализу со стороны профессиональных жалобщиков на протяжении нескольких лет подвергались закупки одной московской больницы. В итоге её сотрудники вынуждены были пользоваться пожелтевшей бумагой десятилетней давности и использованными карандашами, поставленными лицом, определённым победителем по результатам неоднократных обжалований и демпинга цены. Отказ в приёмке такой продукции привёл бы к отсутствию канцелярских товаров в течение продолжительного времени, требуемого на организацию и проведение новой закупки, а также к новым обжалованиям, что непозволительно в рамках функционирования организации.
Похожие проблемы были у данного заказчика при подготовке к отопительному сезону, из-за многократных обжалований он не мог запустить строительство новых корпусов. В итоге из-за недобросовестного поведения профессиональных жалобщиков страдал не только заказчик, но и конечные потребители заказа – пациенты больницы.
Антимонопольщики Карелии заявляли, что, оценивая действия «профессиональных жалобщиков», с учётом масштабов нашей огромной страны ведёт к многомиллионным убыткам. В качестве одного из средств в целях противодействия «профессиональным жалобщикам», намеренно срывающим торги, ФАС предлагал введение платы (государственной пошлины) за необоснованные жалобы. Предполагалось, что размер госпошлины будет рассчитываться в процентной доле от начальной (максимальной) цены контракта. По оценкам специалистов ФАС России, данная новация могла бы стать хорошей профилактической мерой для вышеуказанных злоупотреблений и решит проблему процентов на 70-80.
Если же некая фирма «профессионально» занимается жалобами с целью вымогательства денежных средств или иных материальных благ с других участников торгов – это уже подпадает под соответствующие статьи Уголовного кодекса РФ.
Говорилось о том, что Правительство России поручало Федеральной антимонопольной службе, Министерству финансов РФ совместно с Генеральной прокуратурой и МВД России предложения по жёсткому (вплоть до уголовной ответственности) противодействию данным явлениям. Но, как видим, пока воз с места не сдвинулся…