Защита Катерпиллера

0
128

Иные госдумцы уверены, что за строительной техникой непременно нужно идти на поклон к западным концернам, вместо того, чтобы поднимать собственное производство

Защита Катерпиллера

Защита Катерпиллера

Депутат Государственной Думы, Николай Новичков из фракции «Справедливая Россия» направил письмо председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину с просьбой изучить возможности российских производителей дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники. Причём, решать возможные проблемы уважаемый парламентарий предлагает не путём поддержки местных предприятий и импортозамещения, а включением дефицитных позиций в перечень продукции критического импорта.

Господин Новичков сетует, что тракторы, экскаваторы, бульдозеры и другую дорожно-строительную и коммунальную технику в нашей стране выпускает небольшое количество предприятий и в недостаточных объёмах. Так, в 2021-ом в России было произведено всего 870 автогрейдеров, 343 катка и 571 бульдозер. В прошлом году многие заводы, на которых было локализовано производство моделей иностранных компаний, прекратили их выпуск. Весной 2022-го о приостановке своей деятельности в стране завили «Катерпиллер», «Хитачи», «Джон Дир» и ряд других зарубежных производителей дорожно-строительной техники.

В то же время, принятые законы, касающиеся параллельного импорта, позволяют обойти запреты и ограничения, введённые производителями из недружественных стран. Однако ряд документов усложняет параллельный импорт такой техники, а зачастую делает процесс невозможным, говорится письме.

Так, депутат критикует приказ Минпромторга России от 31 мая 2022 года № 2197 «Порядок и условия предоставления уполномоченным организациям полномочий по оформлению электронных паспортов самоходных машин (ЭПСМ) и других видов техники». Ряд пунктов этого документа обязывает импортёра иметь соглашение с иностранным производителем, дающее ему право осуществлять поставки в Российскую Федерацию и проводить сертификацию.

Николай Новичков пишет, что производители из недружественных стран, которых российские власти принуждают к заключению таких соглашений, вынуждены аннулировать уже имеющиеся контракты или ликвидируют в нашей стране уполномоченное лицо. Соответственно, это фактически запрещает импорт самоходных машин в Российской Федерации из недружественных стран в рамках параллельного импорта.

По оценкам Российского дорожного научно-исследовательского института (РосдорНИИ), на которое также ссылается Николай Владимирович, в ближайшие пять лет потребность в дорожно-строительной технике составит более 38-ми тысяч штук, причём более 15,2 тысячи – модели импортного производства.

Получается, что депутат, фактически, просит «войти в положение» западных концернов, которые ведут с нами экономическую войну и разрешить им максимально комфортные условия работы на их условиях. Мягко говоря, странный подход, учитывая общий курс страны на импортозамещение и имеющиеся в России вполне солидные производственные мощности.

Тем более, опыт решения таких проблем у российских промышленников уже есть. И не только в оборонке, авиа-, судостроении, но и в близких по технологии отраслях. Например, словно птица Феникс, возродилось производство сельскохозяйственной техники. По данным Минпромторга России, за последние восемь лет доля отечественной сельхозтехники на полях выросла в два раза. Ещё в 2014 году доля отечественных машин на полях составляла всего 24%, сейчас её уже чуть больше 50%. Компании ежегодно выводят на рынок более 150-ти видов техники новых моделей и готовы ещё увеличивать производство. Российские тракторы и комбайны успешно поставляют и на импорт, в страны Азии, Латинской Америки.

Поэтому не вполне понятно, почему за строительными машинами непременно нужно идти на поклон к западным концернам, вместо того, чтобы поднимать собственное производство. Которое существует и успешно работает, нуждаясь, разумеется, в грамотной поддержке государства, планировании и обеспечении гарантированного спроса. Кстати, заодно можно будет подумать и о взаимодействии с другими отраслями, например, теми же металлургами, которые пострадали от санкций и ищут возможности для расширения внутреннего спроса.

Тем более, что данные того же РосдорНИИ выглядят не столь уж устрашающими. По состоянию на декабрь 2022 года парк дорожно-строительной техники и оборудования в нашей стране насчитывает более 65,6 тысячи единиц. При этом 26% из них приходится на технику иностранного производства (то есть 16,9 тысячи штук). Много, конечно, но не катастрофически много.

Неприятным выглядит зависимость по отдельным позициям, которые почти полностью представлены импортными производителями. Это скреперы, бетоноукладочные комплексы, антисегрегационные перегружатели, телескопические погрузчики, самоходные машины для стабилизации грунта, ресайклеры. В общем, налицо ещё одна важная и актуальная тема на стыке интересов Минстроя и Минпромторга. Понятно, что топ-менеджерам того же условного «Катерпиллера» очень не хочется терять крупный рынок, хотя и приходится прогибаться под русофобские окрики собственных властей. Параллельный импорт, торговля с наценкой через ряд посредников и лоббирование смягчённого режима работы в России стали бы для них оптимальным выбором.

Но будет ли это полезно российской экономике на перспективу? Понятно, что государственным мужам необходимо собираться, анализировать запросы строителей и возможности отрасли, определять точки господдержки и планировать развитие на перспективу. А не уповать исключительно на параллельный импорт и милость «Катерпиллера».