Борьба с перекупом или приватизация наценки?

0
106

Вместо того, чтобы не допускать на торги сомнительные фирмы-прокладки, российские парламентарии хотят по-своему отлучить посредников от закупок для капремонта МКД

Борьба с перекупом или приватизация наценки?

Комитет Государственной Думы по строительству и ЖКХ подготовил законопроект, согласно которому региональным операторам предстоит самостоятельно приобретать у производителей стройматериалы и оборудование, а также контролировать их качество. То есть, подрядчикам останется только привести на площадки свою рабочую силу и выполнить работу по контракту.

Источники экономии очевидны – прежде всего, уходит наценка на материалы, во-вторых, региональный оператор будет закупать всё, что нужно, оптом и напрямую о производителей. То, есть, по идее, цена тоже должна быть ниже.

Среди других плюсов называют сокращение сроков на подготовку к ремонту, ускорение проведения работ, более жёсткий контроль за качеством. А, например, по оценкам директора Ассоциации «Некоммерческое партнёрство «Национальный жилищный конгресс» Татьяны Вепрецкой, экономия на перекупщиках позволит радикально снизить стоимость материалов на 50%, а оборудования – минимум на 20%.

Как указано в пояснительной записке к документу, реализация положений, предусмотренных законопроектом, позволит повысить эффективность использования средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в качестве взносов на капитальный ремонт. Сообщается, что в целом проект законо поддержало Правительство РФ, правда, предложив установить общий порядок вступления в силу, а не с 1 марта 2023 года, как предлагается документом, из-за отсутствия обоснования именно этой даты.

Вот как прокомментировал инициативу председатель комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов:

Мы наблюдаем по некоторым объектам, подрядчикам и регионам нездоровые тенденции некачественного выполнения работ. Это фиксируется после проведения проверок контрольными органами. Одно из главных нарушений – несоответствие применённых материалов изначально заявленным параметрам качества, в том числе это связано с санкциями.

Пока на официальном сайте для публикации проектов нормативных актов документа нет, однако о его существовании сообщают некоторые СМИ, в частности, газета «Известия». Довольно странно, что идея исходит от представительной власти, а не из недр Минстроя России, который, вроде бы, должен, в первую очередь, думать об эффективности использования бюджетных средств.

Тем не менее, представители власти настроены в отношении инициативы вполне серьёзно. Утверждается, что особенно актуальной станет эта мера в сфере закупок лифтов для капремонта. Сегодня предусмотрена замена более 544-х тысяч лифтов в России, из них у 100 тысяч и физический, и моральный износ либо приближается к 100%, либо уже за этой отметкой.

Централизованная закупка лифтов, возможная в рамках рассматриваемого законопроекта станет серьёзной поддержкой производителей оборудования, а кроме того, гарантирует качество из-за отсутствия фирм-посредников и упростит поиск ответственных в случае возникновения каких-то проблем. Потому что Фонд капитального ремонта, в отличие от частных бригад и ОООшек-однодневок, структура региональная и, как минимум, никуда не исчезнет.

В Госдуме продолжается дискуссия о положениях законопроекта. Вопрос в том, что действительно необходимо приобретать централизованно. Например, делать единую закупку на весь регион гвоздей, шурупов и других расходников явно неэффективно.

В идеале, по мнению законотворцев, следует стремиться к созданию единой базы поставщиков стройматериалов и оборудования для капремонта, чтобы регоператоры могли производить совместные закупки необходимого с максимальным дисконтом за счёт больших объёмов. В этом случае будут формироваться долгосрочные планы по производству материалов и их реализации.

Считается, что развитие логистики по доставке их в регионы по фиксированной цене, а также единый список поставщиков и производителей помогут максимально нивелировать злоупотребления.

Что же, намерения сэкономить и одновременно позаботиться о качестве, конечно, благие. Но, как всегда, результат может существенно отличаться от деклараций. Во-первых, есть ли гарантия, что централизованные закупки от ФКР будут дешевле, чем через подрядчиков? Не кончится ли всё тем, что навар от приобретения материалов и оборудования просто будет переложен из одного кармана в другой, пойдя на прокорм региональных ФКР-барончиков? Во-вторых, очевидно, что снизиться заинтересованность подрядчиков в закупках по капремонту МКД. Ведь если сейчас они могли отжать себе какую-то копейку на манипуляциях со сметами на расходники, то теперь эта статья прибыли выпадает. А значит, будут дорожать услуги за работы. Или конкурсы останутся без участников.

По большому счёту, гораздо перспективнее была давняя задумка о предквалификации, с тем, чтобы вообще не допускать на торги сомнительные фирмы-прокладки, в штате которых находится только директор да бухгалтер. И просто не допускать до контрактов перекупов, не имеющих ни своей техники, ни своего персонала. Но по какой-то неведомой причине этот вариант показался властям слишком сложным…