Где моряки добывали питьевую воду во время долгих плаваний?

0
203

Где моряки добывали питьевую воду во время долгих плаваний?

Для любого человека пресная вода, ровно как чистый воздух, еда и укромное жилище имеет ключевое значение для выживания. Принято считать, что без воды человек может прожить всего около недели или чуть больше (в зависимости от его физического состояния и окружающей среды).

Отсюда возникает простой вопрос, а как моряки в период Нового времени находясь на кораблях месяцами добывали себе пресную воду? Что происходило, если моряки после шторма, например, заблудились посреди океана или попросту не рассчитали нужное количество запасов пресной воды? Что тогда они делали? Сейчас мы постараемся подробнее ответить на эти вопросы.

Где моряки добывали питьевую воду во время долгих плаваний?

Моряки запасали провизию

Суда эпохи Нового времени, которые выходили в открытый океан в дальние плавания, обычно загружались бочками с провизией, в том числе с пресной водой. Многие экипажи даже имели на борту бондаря для обслуживания этих бочек. Одной из ежедневных задач корабельного стюарда (если таковой имелся на судне) — вести учёт и следить за тем, сколько именно бочек оставалось в начале и конце каждого дня. Это одни из самых распространенных вещей, которые вы чаще всего обнаруживаете в журналах учета Королевского флота и различных китобойных судов того времени.

Кстати, даже у пиратов на борту существовали специальные люди, которые вели учёт и охраняли провизию от наглецов, способных влезть в «общaк» и своровать жизненно необходимые запасы воды или пищи.

Сколько именно питьевой воды было необходимо экипажу? Обычно это напрямую зависело от количества людей на корабле, продолжительности плавания и количества времени между остановками.

Один современный обозреватель подсчитал, что во время «путешествия в Сурат (город на западе Индии), 126 галлонов/476 литра воды — это обычная норма для 1 человека за весь затраченный путь». От Великобритании до Сурата по морю плыть 10,5 тысяч км, если использовать скорость 5 узлов в качестве средней скорости парусного судна 1700-х годов, то путешествие заняло бы около 240 дней. Если один человек будет пить из одной бочки (предположим огромной вместимостью 126 галлонов) по 2 литра каждый день, то ему как раз хватит одной такой бочки на 238 дней.

Однако, если экипаж корабля состоял из нескольких сотен человек, то вместимости корабля может быть недостаточно на весь такой путь. На фрегате USS Constitution спущенного на воду в 1797 году (старейшем парусном корабле в мире из находящихся на плаву) вместимость для хранения пресной воды составляла всего 140 тыс. литров. Для команды даже из 300 человек вместимость для загрузки одной лишь воды потребовалось бы свыше 142 тысячи литров, а ведь помимо пресной воды, на корабле нужно было хранить и пищу. А даже если бы на корабле хватило место для пресной воды, то здесь же сразу появляется другая проблема — пресная вода быстро портится.

Где моряки добывали питьевую воду во время долгих плаваний?

Пресная вода не хранилась долго

Обычно пресная вода хранящаяся в бочках на кораблях, по ряду причин портилась всего за несколько дней (в зависимости от климата), поэтому моряки ещё со времен Древнего Рима пользовались уловкой, когда большую часть пресной воды смешивали с уксусом. Уксус смешанный с водой увеличивал срок хранения пресной воды до 14 дней в зависимости от климата и времени года. Но даже такого времени было очень мало в период длительного плавания.Чтобы питьевая вода хранилась дольше и сама по себе была чистой и безопасной для питья, моряки также активно использовали aлкoголь в качестве «антисептика», поскольку употребление зapaженной воды могло вызвать серьёзные проблемы со здоровьем, вплоть до дизентерии.

В Британском Королевском флоте известный вице-адмирал Эдвард Вернон «Олд Грог» (командовавший флотом в 1739—1742 годах) начал ежедневно выдавать каждому члену команды по пол-пинты (0.284 литра) рома в виде профилактического средства от цинги и различных недугов связанных с желудком. Из-за того, что после этого многие моряки начинали устраивать пьяныe дебоши, адмирал Вернон нашел блестящий способ решения проблемы и приказал раздавать морякам ром только разбавленным с пресной водой и лимонным соком.

Такое нововведение моряки приняли с большим разочарованием и недовольством, так как количество самого напитка было прежним, всего пол-пинты, — а самого poмa в нём содержалось уже вдвое меньше! Этот напиток стал называться «грогом» в честь старой клички адмирала Эдварда Вернона.

Где моряки добывали питьевую воду во время долгих плаваний?

Именно к гpoгу в скором времени пристрастятся многие пираты и примут его на вооружение, забивая трюмы именно бочками с гpoгoм, поскольку poм смешанный с чистой питьевой водой дезинфицировал её и увеличивал срок годности на очень долгое время. Также этот метод начали принимать и многие торговые суда, поскольку «дезинфекция» пресной воды алкoголeм была эффективным решением проблемы её хранения.

К 1780-м годам англичане начали добавлять 300 грамм лимонного сока на 2 литра пресной воды, что резко снизило количество микроорганизмов в ней и члены экипажа даже прекратили болеть дизентерией и цингой, такой способ позволил хранить воду около 20-25 дней, что уже было огромным прорывом для тех лет. Мы ещё не говорим о многочисленных попытках французов создать первые примитивные фильтры.

Моряки грамотно планировали свой маршрут

Но даже с учетом возможностей длинного хранения пресной воды, маршрут корабля изначально планировался так, чтобы корабль мог останавливаться несколько раз в пути и наполнять бочки с пресной водой для продолжения дальнего плавания. Почти во всех подробных отчетах о морских путешествиях период XVII-XVIII веков упоминаются регулярные остановки военных и торговых судов для добычи и пополнения пресной воды или других продуктов во время плавания из одной точки в другую.

Два основных маршрута путешествий, которые представлены в большей части морской литературы времен золотого века пиратства, — это коммерческие и исследовательские путешествия в Ост-Индию и Вест-Индию. Корабли, направляющиеся в Ост-Индию, «заходили на Канарские острова, острова Зеленого мыса, остров Св. Елены и, обогнув мыс Доброй Надежды, в какое-то место на побережье Мадагаскара или острова расположенные недалеко от Мадагаскара, чтобы пополнять пресную воду.

Самая длинная часть плавания пролегала через Атлантику. В среднем для торгового судна, направлявшегося с Мадейры (региона Португалии) на Барбадос (государство в восточной части Карибского моря) поздней осенью, переход продолжался бы восемь с половиной недель. Именно во время этого плавания наличие достаточного водоснабжения было особенно важной задачей, поскольку в течение этого двухмесячного плавания в близи нигде не было мест, где можно было остановиться для пополнения пресной воды.

Где моряки добывали питьевую воду во время долгих плаваний?

Какими способами моряки добывали воду в открытом море?

Потребность в воде во время плавания через Атлантику была настолько велика, что в этот период использовались различные методы, чтобы попытаться добывать пресную воду находясь в море. Более того, смерть от обезвоживания была серьезной проблемой, когда корабли терялись в открытом океане или море после сильного шторма или каких-то серьезных поломок судна.

Моряки в таких ужасных ситуациях старались собирать дождевую воду. Некоторые команды оказавшись в отчаянной ситуации пытались кипятить соленую воду.

Есть также свидетельства о том, что моряки для таких целей (преимущественно пираты) заранее ловили и держали большое количество живых черепах на борту кораблей. У крупных черепах есть специальный водяной пузырь, который при аккуратной paзделке обеспечивал пиратов свежей и чистой питьевой водой, а также свежим мясом.

Но помимо этого существовало и другое, более простое решение. Например, Гордон Миллер в своей восхитительной книге Voyages: To the New World and Beyond утверждает, что во время плавания в 1773 году капитан Джеймс Кук обнаружил, что айсберги содержат внутри пресную воду при растопке. Поэтому когда море было спокойным, корабли Кука вставали недалеко от айсбергов, его команда подплывала на шлюпках к льдинам, отколачивала множество кусков льда, которые затем растапливались на корабле, тем самым наполняя бочки огромным запасом свежей пресной воды.