По вятскому рецепту

0
111

Проблемы, на которые кировские строители обратили внимание властей, общие для большинства российских регионов

По вятскому рецепту

Ассоциация «Союз строителей Кировской области» (Ассоциации «ССКО») выдвинула комплексную программу по усовершенствованию работы регионального строительного комплекса. Свои предложения эксперты перечислили в отчёте о работе за 2022-2023 годы, который был представлен на очередном заседании общего собрания Союза.

Доклад начинается с длинного перечня не слишком оптимистических цифр, которые относятся к работе отрасли в регионе, как в части ремонта МКД, так и в областной программе по строительству социальной инфраструктуры. В целом, по мнению представителей Ассоциации «ССКО», снижение объёмов строительства многоквартирных домов в Кирове носит объективный характер. Здесь несколько причин:

  1. Торможение выдачи разрешений на строительство администрацией Кирова в 2021-2022 годах.
  2. Серьёзное сокращение работающих в строительной отрасли в Кировской области с 16-ти тысяч человек до 9-ти тысяч.
  3. Рост стоимости квадратного метра жилья из-за удорожания строительных материалов и других затрат застройщиков.
  4. Снижение покупательского спроса населения из-за снижения доходов.

 

Строительство в городе и на селе

Анализируя состояние строительного комплекса Кировской области, эксперты делают невесёлый вывод, что поставленные властями задачи без принятия стимулирующих мер по развитию отрасли мало выполнимы. Поэтому правление Союза предложило заместителю губернатора Кировской области Алексею Жердеву продолжить работу над программой «Строительство» на 2023-2027 годы и дополнить её следующими разделами:

– Анализ сегодняшнего состояния строительной отрасли Кировской области (развитие строительных компаний, обеспеченность кадрами, техническое состояние организаций и предприятий строительного комплекса, инвестиции на развитие строительной базы, экономическое состояние организаций и предприятий строительного комплекса, состояние стройиндустрии и проектных организаций).

– Анализ состояния рынка жилья и социально-экономический расчёт по необходимому объёму строительства многоквартирного жилья в Кирове и районах области.

– Анализ необходимости нового строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов образования, здравоохранения, культуры, дорожной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства и газификации, а также ликвидации ветхого и аварийного фонда по годам и территориально.

– Прогноз выполнения поставленных программой задач ресурсами строительного комплекса Кировской области (проектирование, строительные работы, обеспеченность основными строительными материалами).

– Мероприятия по созданию условий для наращивания мощностей местных проектных и строительных организаций, в случае если цели программы не могут быть обеспечены их сегодняшним состоянием.

– Разработка системы государственного регулирования в управленческой, экономической, инвестиционной, нормативно-правовой сфере (техническое регулирование и нормирование, организация строительного контроля и так далее) деятельности строительного комплекса.

– Мероприятия по совершенствованию системы отбора подрядчиков по государственным и муниципальным контрактам.

– Мероприятия по совершенствованию градостроительной политики, архитектурно-строительной и проектной деятельности.

– Организационное, информационное и ресурсное обеспечение реализации программных мероприятий.

Отдельно Ассоциация «ССКО» предлагает разработать меры по стимулированию строительства в районах области. На сегодняшний день в райцентрах региона (исключая Кирово-Чепецк) вообще нет строительных организаций. Это крайне затрудняет строительство социальных объектов.

При том, что в регионе есть назревшая необходимость развивать социальную сферу на селе, чтобы помочь агрокомплексам с комплектованием кадров и привлечением специалистов. Это, в первую очередь, строительство школ, детских садов, объектов здравоохранения, сетей газификации, водоснабжения и водоотведения, улиц и дорог. Специалисты Союза считают, что необходимо или разработать меры по стимулированию строительных организаций создавать свои филиалы в отдельных райцентрах (один на несколько близлежащих районов), или создать государственную строительную компанию с филиалами, задача которой будет строительство, реконструкция и капремонт социальных объектов в районах Кировской области.

 

Проблемный капремонт

Саморегуляторы критически относятся и к ходу работ по капитальному ремонту многоэтажных домов в Кировской области. В 2021-2022 годах Фонд капитального ремонта хронически значительно не выполнял ежегодные планы по освоению собранных средств. Большое число малых предприятий – членов Ассоциации «ССКО» прошло отбор, заключили и выполнили договоры по капитальному ремонту и прекратили работу с ФКР. На заседаниях правления неоднократно обсуждались причины этой ситуации с руководителями ФКР и Министерства строительства и ЖКХ Кировской области.

Среди таких причин отмечают:

  1. Крайне низкие критерии предварительного отбора подрядчиков (отбор могут пройти организации, не имеющие ни квалифицированных сотрудников, ни необходимой техники и оборудования, ни оборотных средств). Следовательно, в аукционах имеют право участвовать организации, имеющие возможность демпинговать и выигрывать подряд за счёт необоснованного снижения стоимости подрядных работ.
  2. Низкая организация приёмки выполненных подрядчиками проектных и строительных работ техническими сотрудниками ФКР и низкая квалификация этих сотрудников. Это создаёт ситуации, когда приёмка выполненных работ растягивается до года без наличия существенных недоделок со стороны подрядчиков.
  3. Низкие государственные расценки на выполнение определённых видов строительных работ, что делает нерентабельным исполнение контракта.

Без решения этих вопросов как на федеральном, так и на областном уровне успешное выполнение программы капитального ремонта многоэтажных домов в Кировской области будет ежегодно срываться – делают вывод эксперты Союза.

Как нетрудно увидеть, проблемы, о которых идёт речь в докладе, общие для большинства российских регионов.

 

Незваные гости на ПИРах

Также проблемой строители называют сложившуюся ситуацию с проектно-изыскательскими работами, которые часто выигрывают фирмы, у которых, кроме допуска СРО и двух сотрудников, включённых в Национальный реестр специалистов, ничего нет: ни опыта, ни техники, ни квалифицированного персонала. Очень часто договоры исполняются крайне некачественно, а то и совсем не исполняются. Если в конкурсных процедурах выигрывают иногородние проектировщики и строители, это чаще микропредприятия, созданные не более двух-пяти лет назад. Они, как правило, пытаются найти субподрядчиков в Кирове и чаще всего не находят. Контракт расторгается, заказчик остаётся у разбитого корыта.

Впрочем, очень часто точно так же проходят и конкурсы на строительные контракты. При этом отсутствие гарантированного портфеля заказов даже на ближайший год вынудило добросовестные организации до минимума снизить постоянные затраты: сократить штаты специалистов, уменьшить зарплаты оставшимся, прекратить развитие материально-технической базы, повышение квалификации. Это, в свою очередь, привело к снижению качества выполняемых работ и увеличению сроков их выполнения.

Если ситуация с отбором подрядчиков в ближайшее время не изменится, то область может столкнуться с невозможностью выполнения национальных проектов – предупреждают эксперт Ассоциации «ССКО». Уже в 1 квартале 2023 в конкурсных процедурах на проектирование социальных объектов и коммунальной инфраструктуры прослеживается очень настораживающая тенденция – в них практически не участвуют кировские проектировщики. В областном центре остались от силы две-три проектные организации, которые могут запроектировать объекты и пройти с ними государственную экспертизу. Возможно, что через несколько лет, если не отменить сегодняшнюю систему отбора подрядных организаций, область столкнётся и вовсе с потерей инженерной школы

Оперативные меры, которые предлагает Ассоциация «ССКО», следующие:

  1. Обязать государственных и муниципальных заказчиков размещать заказы на проектно-изыскательские работы и строительство только с помощью открытых конкурсов. При этом применять в качестве основных не стоимостные критерии, а «опыт работы» и «наличие квалифицированных кадров», причём значимость нестоимостных критериев должна быть 80%, а не 40%, как сейчас.
  2. Для возможности планирования и развития генподрядчиков по проектированию и строительству социальных объектов и объектов городской инфраструктуры формировать закупки следующим образом: в состав лота включать несколько однотипных объектов строительства (например, строительство детских садиков) с графиком выполнения – один объект в год на 5 лет. Это позволит подрядчикам планировать свою работу на несколько лет вперёд, развивая необходимые компетенции и ресурсы. При этом оплачивать проектные и строительно-монтажные работы поэтапно на основании актов выполненных работ по государственным расценкам, действующим на момент сдачи работ.
  3. В договоры подряда включать авансирование в соответствии с постановлением Правительства РФ № 505 от 29 марта 2022 года и оплачивать выполненные работы по законченным этапам проектирования и строительства.
  4. Обязать заказчиков не включать стоимость государственной экспертизы в контракт, а получив разработанную проектную документацию и проверив её на соответствие техническому заданию и нормативным документам, направлять в государственную экспертизу и оплачивать по договору с экспертизой.
  5. Определять сроки исполнения контрактов, руководствуясь нормативными сроками, а не исходя из бюджетного финансирования. Предусмотреть, что контракт, заключённый в текущем календарном году может быть переходящим на следующий календарный год. Проводить конкурсные процедуры на текущий год не позднее февраля.

Эти и другие предложения были озвучены на встрече с министром строительства и ЖКХ РФ Иреком Файзуллиным, когда он был с рабочим визитом в Кирове в августе прошлого года. Некоторые предложения уже включаются в конкурсную документацию муниципальными и государственными заказчиками.

А что думаете по поводу предложенной программы Вы, уважаемые читатели? Насколько предлагаемый кировскими экспертами комплекс мер может помочь комплексу строительному в регионе и в какой мере программу можно отмасштабировать на другие субъекты России? Будем рады услышать Ваши предложения и замечания на нашей дискуссионной площадке!