«Из всех искусств для нас важнейшим является кино», — утверждала советская власть, для которой кинематограф стал инструментом пропаганды, а для режиссеров — каторжной работой. Власти проверяли сценарии, контролировали работу съемочных групп, а сами фильмы проходили многочисленные проверки перед показами. Однако потом советский кинематограф вышел на новый уровень, и фильмы превратились из агитационных инструментов в произведения искусства. В статье рассказывается, как развивалась цензура в СССР и кто и как запрещал фильмы.
Советская цензура в кинематографе 20-х годов
В этот период кинематограф был не отдельным видом искусства, а инструментом пропаганды — мысль заложена в знаменитой фразе вождя «Вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино». Все фильмы проходили предварительную проверку в несколько этапов, контрреволюционные идеи сразу же отвергались.
В 1918 году правительство большевиков организовало Государственную комиссию по народному просвещению, которая в том числе занималась и развитием кино. В нем продвигали большевистские идеи и уверяли людей в счастливом будущем, которое возможно достичь только посредством коммунизма. Были созданы Московский и Петроградский кинокомитеты. Запустили «пропагандистский» поезд, в котором буквально жили съемочные группы, типография и актеры. Он ездил по городам России, собирал кадры из разных деревень, и все это превращалось в общую агитационную кинокартину. К 1935 году насчитывалось более 1000 передвижных кинотеатров, которые распространяли большевистские идеи в том числе простым рабочим.Во время Гражданской войны (1917–1923 годы) в кинематографе намеренно игнорировали Октябрьскую революцию, работы совершенно не отражали реальность. Таким косвенным способом режиссеры старались выразить свое негативное отношение к революции и большевикам.
В 1919 году был подписан Декрет о национализации кинематографа, согласно которому все фотографии и фильмы находились под контролем комитета при А.В. Луначарском. Существовали частные кинематографические компании, однако и за ними наблюдала власть. 27 августа отмечалось в советское время как День кино.
Основными направлениями в кинематографе были кинохроника и агитационные фильмы. Среди жанров были популярны драмы, документальное кино совершенно не было похоже на современное: у него был четкий сценарий, оператор не вмешивался в процесс, а «неподходящие» события, попавшие в кадр, вырезали. У режиссеров практически не было возможности для самовыражения, и они действовали по утвержденным планам. Популярной в те времена хроникой был фильм «Пролетарский праздник в Москве», в котором был заснят Ленин.
Тем не менее именно с 20-х годов условно началась история документального кино в России. В 1922 году вышел фильм Дзиги Вертова «История гражданской войны». В нем показывались боевые действия и сражения Красной армии, которая, по задумке властей, героически спасала страну от левых идей.
В 1920 году на VIII съезде Советов Ленин показал короткометражный фильм про добычу торфа, чтобы продемонстрировать развивающуюся промышленную работу. Это был первый случай, когда кино использовалось как часть доклада.
Становились популярными и антирелигиозные фильмы, например «Сказка о попе Панкрате», «Пауки и мухи». С помощью этих кинокартин власти рассказывали о вреде религии, ее негативном воздействии на сознание и на контрасте пропагандировали большевистские идеи. Большая часть фильмов была военной тематики, в них призывали идти в Красную армию и открыто показывали враждебное отношение к дезертирам.
В 20-х годах впервые стали появляться экранизации. Одной из первых был фильм Александра Разумовского «Мать» по одноименному роману Максима Горького. В нем рассказывалось о мучениях главного героя: начиная от арестов, заканчивая смертью его отца. Кинокартина считалась «революционной», так как в ней впервые была показана жестокость большевиков. Этот же режиссер снял «Сороку-воровку» по повести Герцена.Все фильмы, которые показывались в РСФСР, должны были быть зарегистрированы и занумерованы в Наркомпросе. Стали появляться и частные кинотеатры, но в них показывались только «отсмотренные» работы, а для власти это был в первую очередь доход в виде аренды.
Источник: кадр из фильма «Летят журавли»
В 1924 году появилась Ассоциация революционной кинематографии (АРК). Ее задача заключалась в привлечении молодых режиссеров, которые были способны создать что-то новое и нешаблонное. В рамках этой организации создали Общество друзей советского кино (ОДСК), в нем проводились дискуссии и беседы с кинозрителями, мнение которых впервые было услышано. Искусство стало ориентироваться не только на власть, но и на интересы народа, однако кинокартины продолжали цензурировать. В 20-х годах появился «Репертуарный указатель», в котором регламентировались театральные постановки и фильмы, а также был представлен перечень запретных тем.
С появлением Совкино цензура усилилась: была введена цензура сценариев, и стал контролироваться процесс рецензирования фильмов
Однако даже в таких суровых условиях стали появляться имена, которые вошли в историю советского кинематографа. Известными стали «новаторы» Дзига Вертов, режиссеры Лев Кулешов (1899–1970 гг.) и Сергей Эйзенштейн (1898–1948 гг.) — именно они начали развивать социалистический реализм, идея которого заключалась в том, чтобы показать не действительность, а будущее, к которому придет русский народ.
В 1928 году Совет народных комиссаров РСФСР принял постановление «Об основных директивах по составлению пятилетнего плана развития кинодела в РСФСР». Отныне зарубежные фильмы были полностью запрещены, при этом активно стала расширяться производственная техническая база кинематографа, что предоставило новые возможности для съемок и позволило кино выйти на новый уровень. Например, фильмы Эйзенштейна стали популярны и за рубежом: зарисовки светлого социалистического будущего должны были представить страну в лучшем свете.
Цензура в военный и послевоенный период
В 1941–1945 годах весь кинематограф был направлен на освещение военных событий и поддержание боевого духа: активно продвигались идеи отечественного патриотизма и уверения в безусловной победе русского народа. Известным фильмами стали «Машенька» Ю. Райзмана, «Зоя» Л. Арнштама, «Два бойца» Л. Лукова.
После войны кинематограф участвовал в создании культа личности Сталина, который показывался как гениальный полководец и стратег: многие кинокартины рассматривались вождем лично, в его руках была сосредоточена в том числе и цензурная власть. Например, вторая часть знаменитого фильма Эйзенштейна про Ивана Грозного была запрещена Сталиным из-за искажения исторических фактов. «Иван Грозный был человеком с волей, с характером, а у Эйзенштейна он какой-то безвольный Гамлет», — писали в рецензии в ЦК ВКП (б). Фильм вышел в прокат только в 1958 году, после смерти Сталина.
Источник: кадр из фильма «Иван Грозный»
Так как весь кинематограф финансировался за счет государства, а работы частных съемочных групп все равно попадали на предпросмотр властям, фильмы продолжали быть политической направленности и показ «оппозиционных» работ был невозможен. Сценарии проходили проверку, в сюжетах запрещалось использовать профессии, для получения которых требовалось высшее образование, в фильмах рассказывалось о важности простых рабочих, возвышалась роль колхоза.
Кинематограф сдвинулся с мертвой точки только после смерти Сталина. В 1956 году Н. Хрущев выступил с докладом, в котором разоблачил культ личности Сталина и тоталитарный режим. ЦК КПСС продолжал рассматривать кино как главный вид искусства, однако теперь были приняты меры к увеличению производства фильмов, развитию частных съемочных групп и введена отмена тотального контроля над самим процессом производства кино. К концу 50-х годов было создано около 400 кинокартин.
Тем не менее, несмотря на послабления со стороны властей, идеологические комиссии ЦК продолжали проверку кинокартин и, по сути, оставались цензорами
На экранах стали вновь появляться зарубежные фильмы, однако больше внимания уделяли советским, зазвучали новые имена: Марлен Мартынович Хуциев, Яков Александрович Сегель, Эльдар Александрович Рязанов.
В 1957 году был снят фильм Михаила Константиновича Калатозова «Летят журавли», который получил «Золотую пальмовую ветвь» на престижном Каннском фестивале, что для советского кинематографа произошло впервые. В 1959 году вышел фильм «Судьба человека», он получил главный приз на Московском международном кинофестивале (ММКФ) в 1959 году.
Оттепель
В 1961 году представители ЦК заявили: «Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!» Власти решили выходить на новый культурный уровень: «Советская литература, музыка, живопись, кинематография, театр, телевидение, все виды искусства достигнут новых высот в развитии идейного содержания и художественного мастерства». Деятели культуры стали свободнее, у них появилась возможность для самовыражения, стали появляться новые жанры, например комедии.
Источник: кадр из фильма «Застава Ильича»
В период оттепели режиссеры уделяли внимание детям и молодым людям, для которых открывался новый свободный мир. Манифестом оттепели стал фильм «Мне двадцать лет» (или «Застава Ильича») Марлена Хуциева, в котором режиссер показал конфликт отцов и детей, разрыв поколений и отчуждение от военных идей. Фильм вышел на экраны в 60-х, однако его сняли с проката после слов Хрущева.На экранах стали показывать и ученых: ранее зрителям старались показывать только колхозных рабочих. Так, в фильме «Девять дней одного года» рассказывалось о жизни молодых физиков-ядерщиков — это был новый, почти фантастический жанр, где в центре стояла не проблема науки, а сам человек и его отношение к работе.
В 60-е годы документальное кино стало полноценным видом искусства, а в работу режиссеров-документалистов перестали вмешиваться власти
Оттепель в советском кинематографе стала важным периодом в развитии искусства в целом. Выстроился диалог «режиссер — зритель», «человек — человек», а не «власть — гражданин». В кинокартинах перестали навязывать идеи партийного руководства, а в центре стоял человек с его переживаниями, потерянным состоянием, свободой, с которой он не умел обращаться. Впервые стали продвигаться гуманистические идеи, а у художников появилась возможность самовыражения.
Любовь Карась