Древний старославянский праздник Спожинки традиционно отмечают ежегодно 28 августа и уходит корнями глубоко в историю Руси. Это празднование проводилось в последний день жатвы и имеет много интересных традиций и необычных обрядов.
Очень часто сбор урожая заканчивался взаимопомощью в этом непростом деле, после чего устраивался веселый праздник. Поэтому его еще называют Днем совместной жатвы.
История возникновения праздника Спожинки
Спожинки, или как его еще называли в народе Обжинки — это древний старославянский праздник, который отмечали ежегодно на Руси 28 августа. В этот день совершался обряд завершения жатвы хлебов и окончания сбора урожая.
Этот праздник был широко распространён среди восточных славян, которые Спожинки приурочивали к большому православному празднику Успение Пресвятой Богородицы, выпадающий на 28 августа. В других регионах он может отмечаться в иное время. Так, в Сибири этот праздник совмещали с Воздвижением. Славяне же, живущие на юге отмечали праздник окончания сбора урожая уже после того, как зерно обмолотили.
Болгары и сербы отмечают подобное событие в конце сентября. В Польше подобный праздник проводился 10 августа — в день памяти святого Лаврентия. У славян-католиков, которые проживали на западе, Спожинки отмечают 15 августа — в День вознесения Девы Марии. В церквях в этот день традиционно освящают мед, яблоки и зерно.
Со Спожинками связаны и особые ритуалы, которые проводились в этот день. К концу лета, если кто-то из крестьян не успевал убрать урожай с полей, ему на помощь приходили добровольцы. Процесс этот называется дожинание толокой.
Обряды и ритуалы на Спожинки у славян
Согласно народным обычаям, последний сноп следует жать молча. Иначе можно побеспокоить духов полей, живших в них в теплое время года. После того, как жатва завершалась, крестьяне традиционно катались по ниве. Считалось, что это придаст сил телу, уставшему от тяжелого труда.
Существует и такой ритуал, как «завивание бороды», связанный со Спожинками. Для этого на поле оставляли немного колосьев. После их связывали лентой. Считается, что таким образом связывается борода Волосу, Николе и пророку Илье, которые считались духами, скрывающимися в последних снопах. Именно они учили предков земледелию.
Последний сноп пользовался большим уважением. Его наряжали в красивые одежды и украшали платками. Затем из колосьев плели венок, который надевали на голову самой красивой девушке. После отправлялись домой праздновать сбор урожая.
Если по дороге встречался мужчина, то ему на голову надевали этот венок и просили выкуп. По возвращению домой крестьян ждал вкусный ужин, после которого молодежь устраивала гулянья с веселыми песнями и плясками. С этого времени начиналась пора свадеб и засылали сватов.
<!—